Friday, August 13th, 2010 04:16 pm
Сижу я тут в Англии, особо не анализирую, есть ли разница, и в чем она. Ну, конечно, есть какие-то очевидные вещи, связанные с языком, историей, культурой.
Всегда во мне сидело глубокое убеждение, что люди в принципе везде одинаковые, везде есть хорошие и плохие. Ну, может, пропорция между ними немного другая, так то ж от жизненных трудностей, типа квартирного вопроса.
Однако недавно мне в голову пришла мысль. Нечастно они ко мне в голову заглядывают (мысли), нет в ней места, забита она глупостями, игрой в шарики и воспоминаниями. Поэтому те немногие, которые ухитряются в нее просочиться, запоминаются.
Эта была навеяна просмотром передачи со Стивеном Фраем о Вагнере. Смотрела ее чуть ли не со слезами на глазах от любви и нежности к Стивену Фраю. Думалось, как же многое ему дано, сколько разных талантов, и ни одного-то он в землю не закопал. А главное - своей человечности, доброты и постоянной увлеченности.
Потом начала думать, кто бы из российских умов и талантов мог бы с ним сравниться. Как-то не придумалось. Есть умницы, есть таланты, но так, чтобы столько в одном флаконе, нет, не помню.
Почему-то вспомнилась Татьяна Толстая на ее "Школе злословия".
Подумалось, что практически в любом деятеле российской культуры, искусства, науки имеется чувство превосходства, иногда выпяченное, гипертрофированное, иногда припорошенное воспитанием. Немедленно начинаются в голове эпитеты "вальяжный, напыщенный (ну, это больше к дуракам относится, но даже умница, если напыщенный, выглядит дураком), прочие, хорошо знакомые из русской классической литературы, что свидетельствует о живучести этого явления.
Такой простоты и естественности, как в британцах (имеется в виду не только Фрай а Терри Пратчетт, Дэвид Аттенборо, все комедийные знаменитости, актеры, писатели, музыканты, политики, ученые) практически невозможно встретить. Вот сидит какой-то новомодный философ в телике (смотрела на каком-то сайте), не говорит, вещает. Ни слова в простоте, любуется собой, упивается. То же на многих сайтах (папаша Мюллер, ау). И в дискуссиях - лишь бы доказать свое превосходство, а истина часто вообще бывает забыта. Не говорю о троллях, даже в нормальных на первый взгляд дискуссиях. Если комментируют кудряво и вычурно пишушего, коменты - один другого выпендрежнее. Рисуются. Ярмарка тщеславия везде и всюду. И часто получается по пословице "ради красного словца не пожалею и отца". Базар, шум, а дела нет. Все уходит "в свисток".
И тут в рассылке Сергея Смирнова, очень интересного товарища, обучающего народ английскому языку с помощью вольных анекдотов, в которых английские слова перемежаются русскими, нашла цитату, отвечающую моим мыслям. Там (на его сайте или на его курсах, не знаю) они разбирались как раз с этим самым ЧП - чувством превосходства. Женщина там пишет: "Два года назад я была в Швейцарии и, знаете, меня как-то сразу поразили люди. Они были какие-то другие, что-то в них было такое, но я не могла понять что. Вроде все тоже: 2 ноги, 2 руки, голова, глаза, уши, нуу, и все остальное тоже на месте...но все же они чем-то отличались..
Потом я вернулась домой и благополучно забыла об этом. А вчера, когда читала вашу рассылку, до меня дошло! Эврика!!! Я поняла, что в тех людях было не так, а точнее НЕ БЫЛО. В них не было чувства превосходства!!!
От того я и чувствовала себя там по-другому. Не нужно было строить из себя деловую колбасу и выпячивать то, чего у тебя на самом деле нет. От этого и легко было."
И я стала припоминать, пытаясь вспомнить хотя бы одного британца, который бы проявлял ко мне это самое ЧП. Не удалось, я всегда чувствовала себя как минимум ровней. Даже когда собеседник вел беседу о том, как он не переваривает мигрантов и пора поднять барьеры для восточных европейцев, это не обижало и не унижало меня никак.
Не знаю, отчего так получается. Может, дело в воспитании, может, именно это и называется хорошими манерами, а может, им просто не нужен такой навык, он не помогает ни выживать, ни делать карьеру. Неважно, откуда. Главное - жить среди таких людей куда приятней.
Friday, August 13th, 2010 03:23 pm (UTC)
очень, очень близки мне эти мысли,
спасибо
Friday, August 13th, 2010 04:43 pm (UTC)
Спасибо вам, что читаете.
Friday, August 13th, 2010 03:36 pm (UTC)
Это естественно. людям находящимся в состоянии унижения, помогает жить чувство (пусть и ложное) собственного превосходства над ближними.а далее запускается порочный круг взаимного унижения, недоброжелательности, оскорблений и т.д.
Friday, August 13th, 2010 04:48 pm (UTC)
Вы это здорово сформулировали. Да, все именно так. Вопрос в том, а возможно ли этот круг порвать и как? Хорошо бы было больше примеров для подражания в масс-культуре. Меня иной раз восхищает американская пропаганда, когда в примитивных на первый взгляд фильмах вколачивает в массы первичные ценности: семья, верность, смелость, упорство в достижении цели и пр. Срабатывает, мне кажется. Нашим бы "Геббельсам" заняться вместо того, чтобы пропагандировать сталинские достижения.
Saturday, August 14th, 2010 08:06 am (UTC)
массы сегодня подражают кумирам. а у наших кумиров в ходу жлобство, пренебрежение и т.д. - то есть, возвращаюсь целиком к теме вашего поста.
Friday, August 13th, 2010 03:50 pm (UTC)
О, это довольно сильная теория. Она объясняет, например, тягу многих пост-советских людей к выкладыванию собственных фотографий на фоне Эйфелевой Башни / Египетских Пирамид в социальную сеть "В Контакте", или тягу старшего поколения к покупке и развешиванию ковров, расстановке хрусталя в сервантах.

Это всё демонстрация ложного превосходства человеком, находящимся в перманентном состоянии унижения. И чем больше тот унижен, тем больше ему хочется что-то "как бы опровергающее" продемонстрировать.
Friday, August 13th, 2010 04:22 pm (UTC)
Плюс можно копнуть пласт перманентного унижения мужчин, заставляющее их отыгрываться на женщинах. Мальчикам больше достается в школе, во дворе, полном отморозков и потомков тюремных сидельцев, а потом, само собой, в армии. Но эту тему лучше не трогать, ее копают уже много лет в Газете ру, а воз и ныне там: мужчины с Марса, женщины с Луны, и этого не изменить.
Friday, August 13th, 2010 04:07 pm (UTC)
Ау, доча. Об чём спич ?
Friday, August 13th, 2010 04:17 pm (UTC)
Да просто соскучилась. Рада, что вы в добром здравии :) Хорошо сохранились для ваших 80 (наугад, арифметика, не чтение википедии, прибавила к моим 60 среднеарифметические 20). Так держать, деменция не пройдет!
Saturday, August 14th, 2010 12:30 pm (UTC)
На, насладись сама, коллег порадуй.

http://www.exile.ru/articles/detail.php?ARTICLE_ID=8231&IBLOCK_ID=35

Friday, August 13th, 2010 05:26 pm (UTC)
Сергей Маковецкий, Иннокентий Смоктуновский, Фаина Раневская побили бы одной левой любого из названных Вами гениев туманного Альбиона, Очень трудно судить о русской культуре будучи вне русского окоёма.
PS. Стивена Фрая нежно люблю за его бесспорный талант, но это не повод уничижать отечественный духовный мир. Впрочем, это черта присущая практически всем оставившим Отечество ценностей Запада ради...
Friday, August 13th, 2010 05:45 pm (UTC)
Ну, вне окоема я только 5 лет, а из упомянутых вами личностей только Маковецкий жив. Лотман был еще, Сахаров, Капица, множество других. Самые умные - как раз самые простые. Так телик таких почти не показывает, вот я о чем. Не собиралась унижать одних ради других, жаль если так прозвучало, нет таланта. Я хотела сказать о том, что масс-культура, телевидение в основном, капает на подсознание, даже не желая, начинаешь перенимать, автоматом... Вот что плохо.
Friday, August 13th, 2010 07:05 pm (UTC)
Вы привели примеры, подтверждающие мнение хозяина журнала. Исключения, ткскзть, подтверждающие правило.
Friday, August 13th, 2010 11:16 pm (UTC)
А Вы, будучи в прекрасном городе Одесса, не заметили Машкова, Крючковой, просто потрясающего Фимы-полужида - того же Маковецкого, да и всех остальных в "Ликвидации"? Кстати, она в данный момент идёт с огромным успехом по одному из литовских каналов, БЕЗ ПЕРЕВОДА, что здесь огромная редкость. Только что закончилась очередная серия...
Пророков нет в Отечестве моём, да и в других отечествах негусто...
Saturday, August 14th, 2010 05:23 am (UTC)
К "Ликвидации" у меня специфическое отношение. Наверное, такое же отношение могло быть у уроженца Среднего Запада к фильму "Человек с бульвара Капуцинов".
Saturday, August 14th, 2010 06:44 am (UTC)
А Вы, ежели не секрет, человек русской культуры или уроженец Среднего Запада? Кстати, если взять среднего уроженца СЗ и рядового русопята, то последний в области балета культуры заткнёт первого за его ковбойский пояс не глядя...
А если сравнить их познания в искусстве друг друга, то.... Молчу, молчу...
Saturday, August 14th, 2010 11:40 am (UTC)
Я уроженец Крайнего Севера Черного моря.
Что касается балета "Ликвидация" "Человека с бульвара Капуцинов", то там, конечно, сюжет построен на зарождении и становлении важнейшего из искусств, но развивается он отнюдь не в русской глубинке.
Saturday, August 14th, 2010 10:23 am (UTC)
Кстати, насчет "одной рукой". Ведь я Фрая отнюдь не за актерство обожаю, хотя актер он тоже хороший. Он - энциклопедист, писатель, глубоко знающий множество пластов науки, литературы и искусства. Он ведет тут передачу QI - юмористическая познавательная такая, в ней его познания ярко проявляются. Он, мне кажется побил бы даже Анатоля (Вассермана) на "Что? Где? Когда". Плюс преклоняюсь перед ним, что он не скрывает своих личных проблем - сексуальную ориентацию, проблемы психики. А уж передача о Вагнере на этой неделе довела мою любовь до стадии обожания, которую можно приравнять лишь к девочкам-фанаткам, ну, кого там? Фили Киркорова в пору его 75 кг?
(deleted comment)
Saturday, August 14th, 2010 10:23 am (UTC)
Черная штоль?
Friday, August 13th, 2010 06:49 pm (UTC)
Грустно, но в точку. Верное наблюдение. Ложное чувство превосходства и зачастую плохо скрываемая зависть к ближним и не очень.
Friday, August 13th, 2010 07:15 pm (UTC)
Спасибо.
Справедливо, хоть и больно, особенно про зарытые/не зарытые таланты.
Унижение, самоунижение мы живем под этим грузом, прививая его детям, вот и выпячиваем, то чего нет. А нет элементарного - воспитания.
Можно перепостить?
Saturday, August 14th, 2010 10:26 am (UTC)
Да ради бога. Да, я считаю, в школе все начинается. Помнится, как почти на каждом уроке публично распинали двоечников, возвышая отличников. Языки у многих учителек были почище змеиных. Мне тогда нравилось - я же отличницей всегда была. А теперь задним умом покрепчала, корчит от стыда. Так что сама я там же была. И если бы жизнь отличницкую спесь не обломала, не знаю, чтобы выросло при подходящем поливе
Friday, August 13th, 2010 07:33 pm (UTC)
Замечатльно, Надюша. Все верно. У нас это не то что заметно, это просто образ жизни. Но это от глубокой невоспитанности, и этому очень трудно противостоять. Скайп не работает, поэтому не могу связаться.
Friday, August 13th, 2010 07:46 pm (UTC)
Я примерно месяц назад писала у себя в журнале то же самое. Правда , под замком и с другими примерами.
Saturday, August 14th, 2010 10:27 am (UTC)
Не можете дать ссылочку? Или пришлите в личку, пожалуйста.
Friday, August 13th, 2010 08:46 pm (UTC)
Теперь этому явлению есть емкое название - понты.
Страстное желание униженного явить миру свое превосходство.
Вот такие вот первичные ценности, а не всякие там "непонятки",
Вами перечисленные.
Saturday, August 14th, 2010 10:28 am (UTC)
Увы, иногда эти самые "понты" бывают государственного масштаба, что печальнее всего.
Saturday, August 14th, 2010 05:26 am (UTC)
Из российских шоуменов мне в этом смысле импонируют Александр Пушной и Нонна Гришаева.
Saturday, August 14th, 2010 10:34 am (UTC)
Увы, я их не знаю. Нонну Гришаеву ни разу не видела. Российский шоу-бизнес - это первое, что я тут на чужбине потеряла абсолютно, и абсолютно не жалею. Пушного пару раз слушала на Ютюбе, он мне нравится тоже. Нравятся все, кто способен на самоиронию. Но я о Стивене Фрае писала не как о шоумене, он - другого масштаба человек, другого измерения. Он - воплощение мечты о человеке Возрождения: энциклопедических знаний и множества талантов в разных областях. Ну, совсем как по Ленину: "Коммунистом (Стивеном Фраем) можно стать, лишь обогатив свою память знанием всех богатств, выработанных человечеством". В коммунисты бы его не пустили за гомосексуализм, правда :)))
Saturday, August 14th, 2010 12:06 pm (UTC)
Пушной - выпускник Новосибирского университета. Поэтому, помимо способностей в музыке и самоиронии, обладает обширными знаниями в области естественных наук, которыми с удовольствием делится в качестве ведущего научно-популярной программы на одном из российских телеканалов:
http://www.ctc-tv.ru/rus/projects/tvproject/801/index.phtml

В отличие от него, Нонна Гришаева - профессиональная актриса, заслужившая всенародную любовь после исполнения главных ролей в фильмах и спектаклях коллектива "Квартет И", в частности, "День радио" и "День выборов". Люди, общающиеся с ней, особо отмечают ту самую легкость общения и отсутствие комплексов в виде того самого болезненного чувства превосходства.

http://ivan-tea.livejournal.com/202825.html
http://www.innyc.ru/archives/2861
Saturday, August 14th, 2010 07:12 am (UTC)
О да, чувство превосходства есть и у молодого поколения россиян. По сраневнию с другими европейцами, если у русского мальчика/девочки 20-25 лет есть богатые родители, купленные ими же автомобиль-квартира-диплом, то эти детки не стесняются это показывать, показывать свое превосходство над менее "успешными".
Saturday, August 14th, 2010 10:37 am (UTC)
Тут мне вспомнилась ситуация из детства. Сидят две соплюшки лет 7 на лавочке и ведут светскую беседу: "Я - ударЁнная, а ты не ударенная, я с первого класса английский учу, а ты только в пятом начнешь". Мне было лет 15 тогда, и слушать это было смешно. В городе была только одна "английская" школа, и я уверена, далеко не за одну "ударенность" туда принимали. Оттуда, из далекого совка растут ноги.
Saturday, August 14th, 2010 08:31 am (UTC)
Да , люди физически сильные редко лезут на рожон .И мудрые мудры пониманием недостаточности своего знания , потому не стремятся никого унизить , этим грешат образованцы .Но собираясь в поездку в Швецию стала изучать историю страны и наткнулась на исследования (шведские , не сетевых балаболов ) и практически цитата , привожу по памяти " если финский характер - ненависть , то шведский - зависть ".Про финский понятно - они долго зависели от Швеции , а вот шведский то откуда ??Получается , зная особенности своего характера они с позапрошлого века строили общество уравниловки ? "Людям , находящимся в состоянии унижения ....." -да , точнее не определить .Состояние постоянного ожидания подвоха .И чувство понимания своего бессилия .Хоть ты богат , хоть умен - никакой гарантии защищенности .
Saturday, August 14th, 2010 10:44 am (UTC)
Удивительно, но многие народы считают зависть своим национальным свойством характера. Литовцы уверены в том, что завистливее их на свете нет, поляки тоже. Не думаю, что кто-то проводил серьезные исследования в этой области. Да и степень "белизны" зависти бывает разная, наверно. Не везде она выражается в поджоге соседского амбара, если у соседа две лишних коровы завелись. Большинство напрягается, чтобы завести четыре. Но предположение, что они строили общество уравниловки умышленно, очень интересно. Результат вроде бы неплохой? Сейчас в Англии разница в зарплатах - сотни и тысячи раз. Минимальная - где-то 12000 в месяц, у банкиров - миллионы. Получается в результате средняя по стране (как по больнице) где-то 30000, что есть брехня и искажает действительность. Хорошо бы и тут, как в Швеции, разница бы гарантировалась законом.
Saturday, August 14th, 2010 12:14 pm (UTC)
Прошу прощения за оффтоп.
Вы пишете: "Сейчас в Англии разница в зарплатах - сотни и тысячи раз. Минимальная - где-то 12000 в месяц"

Я достаточно далек от английских реалий. Скажите, по поводу суммы минимальной зарплаты - Вы не ошиблись?
Saturday, August 14th, 2010 07:00 pm (UTC)
Разумеется, я ошиблась. Минимальная зарплата 5,81 (или 5,83) в час. 12000 в мес получится, если удастся получить сверхурочные при такой зарплате. Простите, маразм у меня развивается бешеными темпами.
(Anonymous)
Tuesday, August 24th, 2010 04:00 am (UTC)
Папаш, придется тут имя Черненко посклонять для отвлекающих маневров - а то Маринка-то делает вид что только ее обижают в ЖЖ. А так получится, что это месть генерала КГБ. А что делать? Она у же вас дура.
Saturday, August 14th, 2010 07:04 pm (UTC)
Ошиблась, конечно. И ответила не в то окошко :) Маразм крепчает. Некогда считать, но минимальная зарплата в этом году 5,83 в час, рабочая неделя по закону 39 часов, так что 12000 в мес можно заработать только при большом везении, и то до налогов.
Sunday, August 15th, 2010 01:36 pm (UTC)
Спасибо
Saturday, August 14th, 2010 11:48 am (UTC)
Удивительно. У меня прямо противоположное мнение об англичанах. Помните знаменитый старый анекдот:
- Мсьё, вы не говорите по-франзуски. Вы иностранец?
- Я британец! Это вы все иностранцы.
Мой опыт вполне подтверждает именно наличие чувства превосходства.

А Школа злословия задумана в определённом формате, так что ведущие там в значительной степени играют по заданным правилам.
Saturday, August 14th, 2010 09:41 pm (UTC)
Аха! Так вы в Англии живете? Круто.
Sunday, August 15th, 2010 01:15 pm (UTC)
Заметил, что чем ниже должность чиновника, тем выше его желание показать своё ЧП.
Monday, August 30th, 2010 07:02 am (UTC)
Очень интересная тема, спасибо.
Может быть, ЧП у тех, кто вылез на сухую кочку из болота, это средство от совести. По природе ведь нам свойственно помогать ближним, делиться. А тут сам еле выбрался, может и по чужим головам пришлось пройтись, делиться почти нечем, да и не хватит всем, много ртов. ЧП тут и помогает решить проблему, с ним вроде как легче глядеть в лица сидящих в болоте.
А в благополучных странах лица вокруг в основном сытые - мне хорошо и всем хорошо. Подозреваю, если нашего отечественного обладателя ЧП поселить в благополучной европейской стране, многое изменится, и ЧП растворится, разве что останется только по отношению к соотечественникам. И что будет с европейцем, если его поселить в России и посадить на сухую кочку?
Thursday, January 27th, 2011 03:58 pm (UTC)
Да, точно. Даже вот комментарии люди пишут и как-то поучают... Татьяна Толстая всегда в одинаковом формате московской барыни, Пугачева от литературы.
Вспомнилась мне одна женщина, она была журналистка из Литвы, литовка по национальности. Приехала в СПб по делам. Так получилось, что она сняла у меня на неделю комнату в моей коммунальной кв. Я ей рассказала, что сосед один алкаш, дрянной человек и т.п. И вот мы входим в квартиру, а из его комнаты доносится фортепианная музыка, он радио слушает. И Даля говорит, как романтично, какой интересный человек, вот он живет тут у Казанского собора, слушает классику, сидя на балконе... И как-то еще она о людях так отзывалась - с интересом, с уважением. Я спросила, как ей удается так к людям относиться. Она ответила, что долго в себе воспитвывала такое чувство (равенства, наверно), потому что часто и помного путешествует по Европе, учится у европейцев такому отношению.