Saturday, March 20th, 2010 06:57 pm


Перепостила я тут сообщение об убийстве главного архитектора города Соликамска, и вспомнилось детство, этот самый Соликамск и Березники, который по бумагам является моей родиной.

На самом деле, место моего рождения – сталинский “университет”, где мои родители отбывали солидные сроки по воле кровопийцы Сталина. Хотя статьи у них были не политические, но довольно характерные . Папа сел за то, что будучи молодым специалистом после техникума мукомольной промышленности (он, отличник и лучший комсомолец, намеревался поступать в летчики , но в сталинские времена в летчики не брали русских немцев, кем он имел несчастье быть).  Пришлось идти в imageединственный доступный для него техникум. Закончил его перед самой войной, на которую он намеревался пойти добровольцем и подал соответствующее заявление, но был направлен работать директором несуществующей мельницы, которая должна была снабжать мукой “поселения” (сами понимаете, какие). Он ее построил и стал ею же руководить. Было ему слегка за  20, бешеное трудолюбие сочетались у него с изобретательностью, интеллигентностью и амбициозностью. Парень был неплох собой, так что скоро завел себе подружку. А на эту подружку положил глаз какой-то там уполномоченный. Он заявил сопернику – я тебя упеку. И сдержал слово.

Поймал он его на том, что отец разрешал истощенным зэкам  выковыривать из зубьев механизмов  мельницы грязь, смешанную с мукой, которая все равно выбрасывалась, жарить из нее лепешки на костре и есть. Немалое число народа обязаны ему жизнью. В доносе, составленном уполномоченным, это дело было представлено как хищение народного добра в особо крупных размерах. Кто-то потратил время, посчитал количество муки, насчитали 2 тонны убытка в год. Прокурор требовал расстрела. Но судья-старик сказал - “слишком молод, пригодится еще, можно перевоспитать”. 

И стал бывший начальник мукомольни одним из зэков  в том же лагере. Уполномоченный позаботился, чтобы он попал в лагерь в чем был, не одежки, ни обуви запасной, так и пошел зимовать в одном бушлатике на “рыбьем меху” и в бахилах с подошвами из старых покрышек.  Через краткое время стараниями того же уполномоченного упекли папу в БУР – Блок усиленного режима. Тот режим был настолько усиленным, что редко кто выживал там месяц. Управляли жизнью в БУРе урки, они отбирали у  новичков хлебные пайки, без того обрекавшие зэков на голодную смерть, а также сигареты, которые многим были важнее хлеба (папе в частности). Он выжил только благодаря своему уму и знаниям. Началась в блоке повальная дизентерия, кровавый понос не разбирался в авторитетах, косил всех. Папа влил в бачок с водой соляной кислоты из автомобильного аккумулятора, и эпидемия немедленно пошла на спад (я не читала научных обоснований этого явления, но верю ему, может, даже эффект плацебо сработал, неважно, урки его стали защищать и даже дважды предложили “плант”   (я думаю, анаши), от которого его разобрал бешеный безудержный смех, что и спасло его еще от одной напасти – стать наркоманом. Так что неправы те, кто думает, что наркотики  -  новомодное изобретение. 

Несмотря на прекращение издевательств со стороны урок, через три месяца, когда истек срок наказания, и папа вышел из Бура, он весил 45 кг при росте 178 см. Он, всегда шагающий быстро,  не мог идти , волочил ноги, если пытался ускорить шаги, падал, лежал на земле и думал: “Неужели никогда не сумею быстро ходить?”.  Ко всем передрягам лагерной жизни прибавлялось еще то обстоятельство, что шла война с немцами, а он был хотя и русским, но немцем, на него распространялась ненависть многих людей. Издевательства были так невыносимы, что частенько он подумывал о самоубийстве. Подробностей он мне не рассказывал, но зная его яростный характер и могучую волю, я могу представить, как туго ему было.

Мама получила 7 лет уже после войны, в холодную зиму 1946 года. Она жила тогда в Молдавии, и тамошние хатки не были рассчитаны на 30-градусные морозы, лютовавшие той зимой. И многие промышляли тем, что бродили вдоль железнодорожных веток и подбирали куски угля, падающие от паровозов. Ее поймали с наполовину наполненным ведром. Это и потянуло на 7 лет, довольно типично для того времени, когда такой же срок получали за горсть зерна, случайно “упавшего в сапог” для голодающих дома детей. Не обладаю информацией, но логика подсказывает, что Сталин таким образом боролся за восстановление численности поредевшего за годы войны населения. Ведь в лагерях и  на поселениях жили миллионы одиноких мужчин, а дома остались миллионы свежеиспеченных вдов. Так что в сторону Сибири и Урала потянулись эшелоны, набитые под завязку “преступницами”, очень часто с Украины или Молдавии.

По прибытии девушки, как правило, подвергались насилию, или соглашались сожительствовать с “авторитетами” добровольно. Само собой, и истинных романов, любовей и привязанностей хватало. Были в то время на зонах, как положено, кружки и хоры, ленинские уголки и прочие атрибуты советского быта, плохишей ведь надо было перевоспитывать.

Так и встретились папа и мама. Папа к тому времени уже был   знаменитостью местного масштаба -  передовик, руководитель бригады, строившей интересные  объекты. Самый интересный из них  – завод тяжелой воды для массового производства водородных бомб. Много технических новинок и рационализаторских предложений он внес туда, работал со страстью и энтузиазмом, так как уже существовала система зачетов – если делаешь две нормы, на один день  сокращают твой срок.  У папы был календарик, где красными крестиками были зачеркнуты все такие – зачетные – дни. Почти весь его календарик был красный.  Мама утешила отца в дни, когда он особенно близок был к самоубийству. И продолжала утешать после. Очень скоро выяснилось, что она беременна.

В папином календаре один день выделен особенно красиво – день моего рождения.  Маму со мной продержали в лагере недолго, Сталин объявил амнистию “мамкам”, логично, - вышибить их из лагерей, зачем кормить дармоедок, урожай будущих работников уже получен, а русские бабы с младенцами выживать умеют без мужиков, это всем известно. Выжила и мать, потому что отец  через друзей-“вольняшек” организовал снабжение меня молоком, потому что у матери молока не было. Жила она в в Березниках, вернее, на другом берегу Камы, в Усолье, в снятой у бабушки бане, бабуля же смотрела за мной, когда мать начала работать чертежницей на заводе. Отца отпустили через полгода, стали жить вместе. Баня была такой низкой, что когда они лежали на кровати, ногами  доставали до потолка. Отец выточил на станке кастрюли из нержавеющей стали, ложки. Они долгие годы служили верой и правдой, даже когда в продаже кое-что появилось. Через полтора года родилась моя сестра, но пожениться они не могли – русские женщины по тогдашним законам не могли выходить замуж за немцев. Расписались только через 7 лет, когда родился мой брат  - наследник имени. Он один получил фамилию отца, а я ее взяла в 1992 году, когда мама тоже перешла на его фамилию, а то было смешно одной в семье быть под другой фамилией, и к тому времени мне уже давно было ясно, что замуж я не выйду никогда. 

Отцу, несмотря на неправильный техникум и неправильную национальность, удалось достичь больших успехов в жизни. Он всю жизнь так и строил химические заводы, был главным инженером, начальников монтажного комплекса. Построил их много, любил эту работу. В советские годы он саркастично и с издевкой относился к советским достижениям. Однако на старости лет распад СССР и отделение Литвы, где он провел почти 40 последних лет жизни, потряс его жизненные устои. Он так и не смог примириться с новым мироустройством. Мама умерла в возрасте 76 лет, он прожил почти 84, но с его волей и жизнелюбием мог бы жить еще долго, мне кажется, но просто потерял аппетит к жизни.

imageМне от лагерных времен достался детский туберкулез (закрытый, к счастью, но и такого хватило, чтобы 15 лет таскаться по врачам ежемесячно).  Березниковское детство было счастливым, город казался мне красавцем. Однако, когда в 1976 году я приехала туда рожать своего сына (см. соответствующий пост), я была потрясена, каким грязным, неустроенным и нищим он оказался на самом деле.  После чистой и благоустроенной Литвы центральная площадь города, где на неотремонтированных и некрашенных скамейках дрыхли алкоголики, вообще страшное изобилие этого сорта людей, преступность, отвратительное снабжение, вся березниковская действительность оказалась шоком.  Даже природа, неописуемой красоты уральская природа, и та была изуродована и изнасилована – бесконечными порубками леса, взрытыми карьерами, отвалами калийных солей и других отходов, клубами разноцветного дыма, за которым не видно было, какого цвета небо. Через пятнадцать лет после моего возвращения в Литву умерли мои последние березниковские друзья и сверстники. Никто из них не дожил до моего теперешнего возраста.  Печальное удовлетворение – из-за моего туберкулеза семья уехала оттуда и все восстановили свое здоровье в достаточной мере, чтобы прожить достаточно долго.

          

Saturday, March 20th, 2010 08:45 pm (UTC)
.

дико всё это
Saturday, March 20th, 2010 09:04 pm (UTC)
Uralkaly
second biggest potash export company... The owner -- one of the richest man in ex-USSR.... How's life is unfair...
Saturday, March 20th, 2010 10:57 pm (UTC)
Какая я умничка, что вас зафрендила! :-)))
Хорошо понимаю, почему вам необходимо это рассказать.
Пойду почитаю другие ваши посты.
Sunday, March 21st, 2010 05:55 am (UTC)
Сплошная ложь. Вы узнайте когда русских немцев стали в трудоармию загонять, так что ваш отец рассказал вам красивую легенду про летчиков и про любовь. Так и про уголек который собирала ваша мать. Но несомненно во всем виноват упырь Сталин!
Sunday, March 21st, 2010 10:47 am (UTC)
Я очень хорошо знаю, когда их стали загонять, и как. Я прочла немало литературы о тех временах и никаких расхождений с их рассказами не обнаружила. И не один упырь Сталин виноват, а и те, кому его власть дала возможность издеваться над ближними на законных основаниях, винтики, так сказать. Палачи-исполнители. То что вы обвинили моих родителей во лжи - это на вашей совести, я же была знакома со многими их друзьями-бывшими лагерниками, они вспоминали прошлое при мне, так что никакой лжи там нет. Вы же оставайтесь при своем мнении, ваших единомышленников теперь в России хватает. Но в моем журнале вам на самом деле делать нечего, так что вы будете первым, кого я раздружу в ответ.
Sunday, March 21st, 2010 02:40 pm (UTC)
Бывшие друзья-лагерники, это те урки которые отбирали "пайку" у более слабых зеков?
Да и к тому же в то время женские и мужские лагеря были раздельными, так.
Sunday, March 21st, 2010 02:51 pm (UTC)
Товарищ, вас выгнали взашей. Вам скучно?
Sunday, March 21st, 2010 10:50 am (UTC)
Как всегда - прочитала на одном дыхании!
Sunday, March 21st, 2010 11:14 am (UTC)
Спасибо. Удивительно сильный, потрясающий рассказ о реальной жизни.
Целый роман невероятных судеб.
Спасибо.
Sunday, March 21st, 2010 11:34 am (UTC)
Так меня впечатлила эта история, что я разместил ссылку на нее в своей твиттере http://twitter.com/pvn123.
Спасибо.
Sunday, March 21st, 2010 02:57 pm (UTC)
Ну так вот я по этой ссылке то и прошла. Спасибо вам большое.
Monday, March 22nd, 2010 06:19 am (UTC)
Спасибо. Оказывается, люди все видят:)
Sunday, March 21st, 2010 11:49 am (UTC)
тяжело читать про такие вот невзгоды в жизни...нашу семью слава богу такие беды обошли стороной
Sunday, March 21st, 2010 01:53 pm (UTC)
Так вы помоложе, наверное. А моя мама еще к тому же была сирота, пережила блокаду и кучу других бед и несчастий. Про нее одну надо отдельную книгу писать.
Sunday, March 21st, 2010 02:56 pm (UTC)
У нас только бабушка моя в войну на Ладожском озере минометчицей воевала, а потом когда мамой забеременила ее и отправили восвояси. А так никаких несчастий вроде больше нету. А ну еще прабабушку с прадедушкой советская власть раскулачила.
Sunday, March 21st, 2010 03:37 pm (UTC)
Сколько же таких судеб! У меня вот дед сидел, строил Беломорканал.
Sunday, March 21st, 2010 03:43 pm (UTC)
Да, множество сидело по "неполитическим" статьям, как воры и расхитители. Формально нынешние сталинисты и моих родителей причисляют к таковым. Мама еще раньше, сразу после жвакуации их блокадного Ленинграда, чуть было не попала в тюрьму за опоздание на работу. Но ее спас лейтенант, пожалевший рыдающую девчонку (откуда у блокадницы будильник?) завербовал ее срочно в армию. Но это - другая история, но тоже с несчастным концом. Наверно, трудно написать сказку со счастливым концом о тех временах.
Monday, March 22nd, 2010 07:49 am (UTC)
А вот Максим Горький, побывав на Соловках, умилился быстрому перевоспитанию катожников, так сказать, увидел сказку со счастливым концом.
Кстати, мой дед просто из семьи зажиточных и работящих "кулаков" (а не вором и расхитителем), владел двухэтажным каменным домом и маленьким пенькозаводом. Парадокс: он легко перенес каторгу (8-часовой рабочий день, после вахты кино, трехразовое питание и другие "блага", увиденные М.Горьким), потому что у своего отца работал от зари до зари (это мне бабушка рассказывала).
Sunday, March 21st, 2010 04:55 pm (UTC)
какие же жуткие были времена! У меня - воспоминания дедушки и бабушки на эту тему. Но, к сожалению, пока только в голове.
А вам Бог дал талант писАть. На одном дыхании ваши посты читаю. Пишите больше!!!
Sunday, March 21st, 2010 04:57 pm (UTC)
Спасибо вам, буду стараться, но не хочется нагнетать тоску, надо бы что повеселее припомнить. Про любовь пора писать, весна наступает :)
Monday, March 22nd, 2010 12:23 am (UTC)
Нагнетайте, Надя. Это правильная, хорошая тоска - душа живее, когда такое слышишь, читаешь. У меня тоже все семейные рассказы мамы, бабушек (царствие им небесное), - и о ссылке, и о войне - как внутренние матрёшки, уровни души. Они и на внешний мир резонируют, и принцип внутренний выстраивают. я ваш рассказ этот несколько раз перечитывала, просто оторваться не могу. на кой этот энтертеймент? пишите, выплескивайте, что есть. спасибо!
Sunday, March 21st, 2010 09:18 pm (UTC)
Как вам повезло, что ваша семья переехала в Литву. Меня поразило, что уже ваших сверстников нет в живых в Березниках. Я тоже родилась на Урале и родители переехали в Литву. А так бы тоже рано все умерли.Климат там очень суровый. Но вот таких добрых и хороших людей, как там я больше нигде не встречала.
Monday, March 22nd, 2010 04:32 pm (UTC)
Не сразу в Литву. Сначала в Тульской области пожили, в Ефремове, потом в Гродно, где я школу кончила. И только когда я уже училась в Москве семья переехала в Литву. Я не могу решать, где люди лучше, мне всегда много отличных попадалось, во всех городах, где я бывала. Не думаю, что есть принципиальная разница, пропорция примерно одинаковая, лишь обычаи разнятся слегка.
Monday, March 22nd, 2010 07:12 pm (UTC)
Ну да хороших людей видимо одинаково.И это детские воспоминания до 12,5лет Но тогда все социально во дворе мы были равны и дружили и все время проводили на улице.А в Литве дети-литовцы меня дразнили русской. Это я хорошо запомнила, что была не равной им. И была разница между детьми военных и гражданских в русской школе, где я училась.
Tuesday, March 23rd, 2010 08:50 am (UTC)
Да, дети всегда отражают худшее во взрослых. Меня выручило то, что я очень быстро выучила язык. Это они уважали. Я начала говорить уже через три месяца, а через год говорила свободно. Но, пожалуй, вы правы, всегда был некая фига за пазухой. Непроизносимое вслух (ну, а когда стало произноситься -в перестройку, времена Саюдиса) всегда висело неким облаком.
Monday, March 22nd, 2010 01:01 pm (UTC)
Замечательный пост!
Monday, March 22nd, 2010 04:19 pm (UTC)
Да, страшное время.
Слава Богу, как то выжили.
Теперь бы капитализм пережить...
Tuesday, March 23rd, 2010 09:01 pm (UTC)
Спасибо за взаимность, случайно сегодня нашла журнал sepia-m, там увидела вас в каментах, зашла посмотреть и не смогла не зафрендить.

Wednesday, March 24th, 2010 02:32 pm (UTC)
Я к вам попала совершенно случайно. Спасибо за интересные живые рассказы!
(Anonymous)
Wednesday, April 7th, 2010 08:28 pm (UTC)
КГ/аМ
(Anonymous)
Wednesday, April 7th, 2010 08:31 pm (UTC)
креатив - говно / пИсатель - да, тоже - ГОВНО
(Anonymous)
Wednesday, April 7th, 2010 08:39 pm (UTC)
вор ДОЛЖЕН сидеть в тюрьме!

Этим, врагам народа, сдохнуть совсем не помешало бы, чтобы такая ебень не вылупилась.
Простынь и белые тапки получи здесь: eu-shestakov.livejournal.com