Sunday, April 6th, 2014 04:18 pm
Неизвестно почему часто стал всплывать в голове рассказ подруги. Мы с ней вместе работали воспитателями в рабочих общежитиях. Она в женском, я в мужском. Вместе с ней проводили мероприятия, на которых с удовольствием знакомили ее девушек с моими юношами, а потом играли свадебки.
Был у меня в общаге очень симпатичный парень, лет так 28 ему было.  Он пил серьезно, и лишь шоферская работа удерживала его на плаву. Я, как положено воспитательнице, пыталась его воспитывать, и по долгу службы, и из человеческой симпатии. Мне было тогда где-то под 40, женского интереса к нему не было, но красивый и неглупый парень не мог не нравиться, и жалко было, что такой выдающийся мужской экземпляр пропадает на глазах.  А на дворе тогда бушевала борьба с пьянством, Андроповщина, проверки у магазинов, алкоголь после 11 утра и прочее.  Я читала народу лекции, снабжала книгами, проводила всякие вечера, чтобы отвлечь от алкоголя. За пьянку в общаге могли выселить, что вело за собой увольнение с работы с волчьим билетом.
У подруги из женского общежития проблемы были другие. Девчонки редко пьянствовали, но часто грешили мягким и уступчивым к мужскому полу характером, оставляли приятелей ночевать в общей комнате, чем мешали соседкам по комнате выспаться перед работой, вынуждая ходить по другим комнатам проситься переночевать. Так что практиковались "партизанские налеты", проверки в 11 вечера, не ночуют ли кавалеры. Но молодежь, естественно, все преграды сметала: ведь существовали дружественные первые этажи с открытыми окнами, добрые вахтерши, или крепко спящие на смене.
Итак, мой "воспитанник", назовем его Валера, под хмельком становился разговорчивым и поведал мне немало о своей жизни. Он сказал, что пьет, и не только пьет, курит травку и принимает все наркотики, какие может найти, после службы в Афгане. Он там служил в самых горячих местах, участвовал в боях, и повидал такого, что человеку видеть вообще не положено. Насчет наркотиков он мне объяснил, что в Афгане без них было не выжить, их раздавали перед боем, чтобы солдат в случае ранения не погиб от болевого шока и чтобы снять страх. Так что все, кто был в Афгане (в общаге тогда таких было 6 человек) принимали наркотики. И только один из 6 не пил. Другие ребята объяснили, что тому повезло, он не был в боях и не видел крови и жестокостей.
Самое жуткое в рассказе Валерия был сам факт, как он туда попал. Он был единственным сыном в семье довольно благополучных и образованных родителей, хорошо закончил школу, поступил в институт. Проучился один год, и - влюбился. Наповал, на всю жизнь. Немедленно пожелал жениться и жить с любимой. Мама впала в панику и истерику: его жизнь будет разрушена ранней женитьбой на глупой девке из паршивой семьи, а вдруг пойдут дети... И так далее. Поняв, что уговорить сына повременить с женитьбой не получится, мама пошла на отчаянный шаг: отправилась в военкомат и попросила лишить сына отсрочки, забрать в армию со второго курса института. Военкомат с удовольствием пошел навстречу и парня "забрили". Он ушел в армию, подруга быстро его забыла (дело житейское, 90% девчонок в возрасте 16-19 лет не способны ждать 2-3 года, такие тогда были сроки службы). Маме он из принципа не писал ни слова. А через несколько месяцев началась афганская кампания, куда Виталий  немедленно и попал. И отслужил там более года. То, что он мне рассказывал, я не могу писать. Не хочется верить в то, что это правда. Потому что степень озверения была запредельной с обеих сторон, не афганцы только ее проявляли. Взаимно.
Еще в институте Валерий стал писать рассказы, а теперь он мечтал написать книгу об Афгане, рассказать всю правду. Но так и не начал ее, насколько я знаю.
Итак, он влюбился в девушку-красавицу, горянку из одной, не помню какой, кавказских автономных республик. То ли лачку, то ли кабардинку. Но красива она была потрясающе: все пропорции модели, нежное лицо с черными глазами, матовая бархатная смуглая кожа... Забыла ее имя, но на их свадьбе мы вдвоем с подругой-воспитательницей были почетными гостями. Молодой семье на комсомольской стройке быстро дали квартиру, у них родился ребенок. Но когда встречала молодую жену, радости и веселья в ее глазах становилось все меньше - молодой муж пил все больше. Однажды заметила синяк.
Подруга моя с молодой женой дружила куда ближе, чем я. Она бывала у них дома, пыталась наставить на путь истинный Валерку, присматривала за ребенком, давала им почитать хорошие книги, которые тогда нелегко было достать.
Однажды она прилетела ко мне без предупреждения. С первого взгляда я поняла - что-то случилось. Она заплакала тихонько:  
- Валерка меня изнасиловал. Ты можешь представить!? Я же его старше на 15 лет, я же подруга его жены! - Потом рассказала, как дело было.
- Он пришел ко мне домой, поддатый, но на первый взгляд, не слишком сильно. Попросил книжку почитать. А у меня как раз был его маленький сынок, его жена оставила, пошла на работу. Ребенок только что уснул на моем разложенном диване. Я рядом хотела прилечь, вздремнуть тоже. Я пошла поискала книжку, нашла, протянула ему. Когда взглянула ему в глаза, увидела, что они у него какие-то странные, стеклянные. Ни слова ни говоря, он повалил меня рядом со спящим его собственным ребенком, абсолютно привычно, как будто он делал это тысячу раз, завернул мои две руки кверху, придавил обе мои руки одной своей, а другой сорвал с меня трусы,  и изнасиловал меня. Я не могла кричать: шок сжал мое горло,  да еще спящий рядом ребенок... А вдруг он проснется и увидит такое! Я не сопротивлялась, одеревенела от потрясения и ужаса: друг! муж подруги! Я относилась к нему как к младшему братишке, не перечислить, сколько раз я одалживала ему деньги, помогала чем могла.
Все закончилось очень быстро. Он повернулся, не взяв, конечно, никакой книги, и ушел. На мне не было ни синяка, ни царапины. Все произошло так деловито-буднично, продолжался сам акт не более 3 минут. Доказать факт насилия я бы не смогла никогда ни за что. Да и какой смысл? Я знаю прекрасно, через какие адские муки проходят жертвы насилия в милиции, пытаясь что-то доказать. Там их морально насилуют еще много раз, а насильника наказывают, может, 1 раз из 10.
- Ну, и что ты теперь будешь делать?
- А ничего. Перестану к ним ходить, жене его не скажу ничего, само собой. С ним разговаривать больше не буду никогда.
Так она и поступила. Этот случай она пережила достойно, не свалилась в депрессию, пьянку, гульбу, что часто случается в таких случаях. Только стала более замкнутой, отдалилась от всех, а от меня - первой. Видимо, на меня она перенесла часть ответственности в глубине души, да еще я была "восприемницей ее исповеди", лишним напоминанием о неприятном.
Почему-то это воспоминание всплывает в голове в эти месяцы очень часто.  Думала, почему, и поняла.
Украина...
Sunday, April 6th, 2014 03:34 pm (UTC)
Правдиво-жизненно, неожиданный конец.
И, правда, очень похоже с Украиной...
Sunday, April 6th, 2014 03:53 pm (UTC)
ужас. вот же поганцы есть на этом свете.
мне было 15 лет , как я стал свидетелем изнсилования девочки с параллельного класса ребятами постарше, уличными хулиганами.
Я убежал чтобы не видеть, помню еще, что меня тошнило от увиденного и от криков этой девушки.
На следующий день в школу пришли ее ребята-соседи , включая одного уголовника, вывели одного участника за угол школы и разбили ему морду.
Но что удивительно, зачинщика и первого, кто на девушку залез, они не тронули. тот парень котировался в блатной среде. по иронии, он был сыном учительницы из нашей школы. сдох где-то под забором от алкоголя, не дожив до 30 лет.
Sunday, April 6th, 2014 04:16 pm (UTC)
Ярко и действительно напоминает ситуацию с Украиной. Такое же ощущение шока - "Это же свои... Ну как же так..."
Sunday, April 6th, 2014 04:32 pm (UTC)
Угу... Я на примере с Украиной поняла очень много про абьюз, про механизмы насилия, реакции жертвы и т.д. Тсзть, наглядный урок в масштабах государств.
Sunday, April 6th, 2014 04:41 pm (UTC)
Это иллюзии. Посмотрите мой комментарий ниже.

С механизмами сексуального насилия все достаточно просто - биологическая природа. С механизмами осуждения жертвы насилия тоже все вполне объяснимо. Единственный вариант работы - культура и благополучие, они взаимосвязаны, но аспекты разные.
Sunday, April 6th, 2014 04:34 pm (UTC)
Не надо таких ассоциаций. Украина отдельно. Россия тоже.

В периоды, когда эмоции вибрируют, естественно вспоминается все, что вызывало подобные эмоции. Надо проанализировать и отделить. Будет лучше. Надо понять, что чувствуется сейчас и почему пришло из прошлого воспоминание. Если никак не перестать думать - поделиться, но лучше без ассоциаций, а то куча людей кругом накачаных эмоционально перенимают часто без анализа.

Какие эмоции? Бессилие? Боль? Жалость? Что еще? Тут как в разборе бисеринок - надо сначала выбирать самые яркие и крупные, тогда будет проще выбирать менее заметные. Тяжелая, но очень полезная работа. Может занять много дней, но потом будет легче.

Надя, Вы читали "Бегущая с волками"?
Sunday, April 6th, 2014 04:44 pm (UTC)
Выбьюсь из общего тона комментариев. Самое страшное сейчас в Украине именно то, что есть две стороны, каждая из которых творит зверства, убивая представителей второй стороны. Пока что даёт надежду то, что противостояние носит недостаточно массовый характер. Пока дети и женщины не участвуют. Сколько будет длится это "пока"? Какого джина выпустила Украина из бутылки? Я не знаю... Но я точно знаю, что у меря две маленькие дочки и моя задача увезти их пока длится это "пока" .
Sunday, April 6th, 2014 05:10 pm (UTC)
Женщины участвуют, но меньше. Сторон больше чем две. "Джин из бутылки" - накопленные напряжения, тк цивилизованно их не разрешили, то вылилось уж во что вылилось, выпустила их не Украина, они сами вышли. Есть хорошие стабилизирующие моменты.

Маленьких детей, если есть возможность, конечно, лучше вывозить, так проще. У Вас есть такая возможность, если мой вопрос не слишком нескромен?
Monday, April 7th, 2014 09:42 am (UTC)
Сколько людей - столько мнений. Я, пока что (и это пока - ключевое), не вижу стабилизирующих моментов. Ситуация с Востоком страны - для меня, тому подтверждение.

К сожалению, все мои возможности вывезти детей заканчиваются и начинаются Россией и Украиной. Все остальное - очень невнятно. Да, и просто вывезти детей не слишком вариант, нужно на новом месте детей кормить-учить и т.д. Я (для себя и своей семьи) не рассматриваю возможность "вернуться через месяц-другой". Посттравматические явления за месяц-другой не рассосутся, к сожалению.

ЗЫ. Если что - родилась на Востоке, живу в Киеве, ребенок ходит в садик в центре города, на Крещатике. В 500 метрах от Киевской городской администрации. :(
Monday, April 7th, 2014 10:34 am (UTC)
Просто я читаю одну женщину из Киева - красивую, умную, она работала медсестрой 18-20 февраля. Вот она http://mammamia007.livejournal.com/

Стабилизирующий момент - окончание боев внутри Киева и в общем-то признание временного правительства. Если не допустите срыва выборов, то все должно быть хорошо. Если, конечно, Путин не решит ввести войска.

Восток сейча сильно раскачивают. Очевидно, что Украину ожидают нелегкие времена хотя бы финансово. В России еще не факт что будет лучше или хотя бы безопаснее.

Постравматику будем еще долго лечить.
Monday, April 7th, 2014 11:24 am (UTC)
Я живу в Киеве. У меня среди друзей и знакомых, коллег много тех, кто поддерживает Майдан. И тех кто там был. И тех, кто участвовал в боях. И тех, кто помогал в больницах. Я их могу слушать, встречаться с ними, обсуждать, чувствовать...

Окончание боев внутри Киева - это дестабилизирующий страну момент, как и признание текущего правительства. Именно на этом моменте и сыграл Крым. Именно на этом момент сейчас играет Восток.

К сожалению, на мой взгляд, проведение выборов не принесет облегчения. Потому что если опять будет "разделение взглядов", то опять будет противостояние. А кандидата, которого может поддержать и Запад и Восток просто НЕТ. В природе не существует. Ах, да, кроме Дарта Вейдера, но ему отказали в регистрации как кандидату (это был сарказм, если что).

Восток раскачивает сама победа Майдана. Там тоже люди. На выбор этих людей плюют с 2004 года. И людям обидно. Это эмоциональная составляющая, которую НЕОБХОДИМО учитывать для разрешения ситуации. Увы, мне кажется что разрешение ситуации не в интересах правительства. Ни текущего, ни прошлого. Последним "не раскачивающим" ситуацию президентом был разве что Кучма. И Кравчук.

Финансово. Нелегкие времена это очень и очень оптимистичо. Рубль падает намного медленнее, чем гривна. Экономика страны развалена в очередной раз. Разрыв хозяйственных связей уже дает о себе знать.

Безопасность. Я соглашусь, что в России не факт, что будет безопаснее. Риски есть, они чуть другие, но они есть. Одним из ключевых рисков я считаю меньшие возможности покинуть страну.

Посттравматику уже мне самой лечить нужно. И именно лечить. Мое самое что ни на есть физиологическое здоровье сдает. И меня это не радует.
Monday, April 7th, 2014 11:45 am (UTC)
Крым по моему мнению к расколу активно начали готовить в середине января, а может и раньше. Другие регионы такого впечателения не производят.

Регионам обещано расширение полномочий и похоже на то, что так и будет, тем более что это просто логично.

Эмоциональные составляющие никакое правительство к сожалению разрешить не сможет. Потому что прошла эпоха харизматиков, люди верят только цифрам.

Не так уж принципиально, кто будет президентом при парламентской республике.

Чуть-чуть по психотравматикие:
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/222534.html
http://utro-vecher.livejournal.com/1846879.html
http://utro-vecher.livejournal.com/1847098.html
Дополнительный мой совет - разделяйте разные составляющие и работайте по отдельности.
Monday, April 7th, 2014 11:56 am (UTC)
Восток. Восток, в массе, не поддерживает текущее правительство. Среди молодежи есть те, кто поддерживает. И этим людям там сейчас очень и очень сложно.

Расширение полномочий регионов не решит проблему. Нужно комплексное решние, которое нужно разрабатывать при участии представителей как Востока так и Запада страны.

Эмоциональную составляющую всегда контролировали пропоганда и PR. Люди не верят цифрам, лююди верят тому, во что им хочется верить. Если бы люди верили цифрам, то не было бы Евромайдана (экономически для Украины сотрудничество с ЕС на условиях от осени 2013 года было невыгодным).

Очень и очень принципиально. Неугодного президента терпеть уже не будут. Восток терпел неугодного Ющенко. Запад пытался терпеть неугодного Януковича. На сегодняшний день никто ТЕРПЕТЬ не намерен.

Татьяна, большое спасибо за ссылки. И за развернутую дискуссию.
Monday, April 7th, 2014 12:11 pm (UTC)
Комплексное решение к сожалению не может заменить денег в бюджете. Для Украины типично выяснять кто сколько вложил и сколько ему дали из бюджета, передача полномочий эту проблему может решить.

Удачи Вам!
Monday, April 7th, 2014 12:45 pm (UTC)
Соглашусь, что эту часть проблемы можно решить таким способом.

Спасибо!
Sunday, April 6th, 2014 07:07 pm (UTC)
А я что-то не вижу аналогий между этой житейской историей и проблемами Украины.
Мужик оказался без тормозов, еще предыдущие его воспоминания об Афганистане должны были насторожить. Наплевать и забыть.

Из Русаналита:
"В Луганской области на 100 работающих - 130 пенсионеров
В Херсонской области пенсионеров больше чем работающих на 15%
В Николаевской области пенсионеров на 15% больше чем работающих.
В Одесской области пенсионеров на 2% больше чем работающих.
В Запорожской области пенсионеров на 1,3% больше чем работающих.
Для сравнения: в России на 100 работающих приходится 55 пенсионеров."

Эти цифры говорят о том , что трудоспособное население Украины сплошь работает нелегально, то есть только на себя.

"Стоит отметить, что на Украине большая часть зарплат черные или серые. Соответственно поступления в ПФ минимальные. Думаю, что основная задача новой власти - заставить платить налоги и белые зарплаты. Если этого не произойдет, ничего хорошего Украину не ждет."

Я вот по жизни не хочу быть жертвой, потому никогда не грущу об уже происшедшем, не копаюсь в прошлом. В текущей жизни это не поможет, только крылья подрежет.
Monday, April 7th, 2014 10:14 am (UTC)
А я вижу аналогию в жестокости. Когда люди жгут заживо других людей у них все в порядке с психикой будет?
Sunday, April 6th, 2014 08:07 pm (UTC)
Как жутко, Надя
Sunday, April 6th, 2014 08:26 pm (UTC)
Прочла. У нас в физфаковской КСПшной компании были ребята-"афганцы". Тоже пили, особенно один. Но наверное им досталось там меньше - такого ужаса не было
Monday, April 7th, 2014 03:20 am (UTC)
Надя, бесы носятся над Россией. Увы. И Афган этот страшный. И Чечня. Людей калечит морально и физически.
Ужасно. Очень.((
Monday, April 7th, 2014 03:48 am (UTC)
Интересно, мать Виталия продолжала думать, что армия для ее сына была лучше, чем женитьба на паршивой девке?
Monday, April 7th, 2014 07:39 am (UTC)
кошмар :((( не сообразила, в чем связь. типа, этот человек - дитя войны? по-моему, это его не оправдывает.
Monday, April 7th, 2014 04:24 pm (UTC)
История жуткая... Не знала, что была такая профессия - воспитатель в рабочих общежитиях...
Tuesday, April 8th, 2014 12:40 pm (UTC)
Люди, искалеченные войной.
Но знаю парня, жил в соседнем подъезде, после Афгана пошёл в рост. В результате, сейчас при правительстве Литовской Республики, параллельно преподаёт в институте в Вильнюсе, идеальный семьянин. Сам выходец из крестьянской или фермерской семьи. Так что, всё от человека зависит.
Thursday, April 10th, 2014 10:53 pm (UTC)
Подходящее сравнение и отлично характеризует нравственные качества насильника. При этом у жителей насилующей стороны - глаза стеклянные.
Thursday, April 10th, 2014 11:24 pm (UTC)
И чаще всего - водкой залитые.
Friday, April 11th, 2014 06:21 am (UTC)
Точно, причем пьют теперь все, что мужчины, что женщины. Я родом из Башкирии, казалось бы, мусульманский край. В Библии про вино запретов нет, а в Коране четко прописано - пить нельзя. Однако же пьют считающие себя мусульманами, некоторые по черному, особенно в деревнях. Да и в городах тоже. Кто покруче, так на модных теперь корпоративах, проводимых по любому случаю. Свинину, кстати, мусульман, тоже давно уже едят.
На водке же огромные деньги делаются, народ спаивают, а он и рад спаиваться.