notabler: (christmas ja)
notabler ([personal profile] notabler) wrote2014-01-03 04:29 pm

Мысли по прочтении Стейнбека

Занимаюсь сейчас  главным произведением для британских недоучек "On Men and Mice"  на курсах. Велено прочесть аж два раза. Ну, вчера дочитала. Мощная вещь, непонятно, почему ее на русский не перевели во времена публикации "Гроздьев гнева".
Потом задумалась я о том, что я читаю тут, в ЖЖ. Надо заметить, что мною замечено и по мере возможности зафренджено как минимум 150 человек, написавших книги. Хотя, каюсь, из произведений моих френдов я прочла не более 10%, но почему -то после прочтения коротенькой книжки Стейнбека мне в голову пришли вот такие мысли.
Почему только великие американцы умеют писать так вот - мало слов, и море эмоций?  Хэмингуэй, Стейнбек, Воннегут. Многие.
Русские же авторы, почти любые, "вышивают" свои книги мелким крестиком, наполняя текст изящными виньетками, кренделями, загибонами. И густо посыпают иронией, сарказмом,  всем, что можно найти в вики в статье "художественные приемы". У многих есть дар и чувство слова. Но так, чтобы как у американцев - чтобы било под дых - почти никогда не бывает. Всегда чувствуются узелки на вышитом полотне - старания и капли пота, чтобы передать собственную индивидуальность, чтобы угодить будущей комиссии, в потенциале выставляющей вещь на какого-нибудь "букера".  То же касается и очень многих ЖЖ-звезд.
Ну, я должна сказать, в последние годы я мало читаю, чтобы претендовать на работу редактора или критика.  Это просто на уровне ощущений.
Как будто русская традиция требует посыпать свое произведение толстым слоем цинизма, иронии и сарказма, чтобы приняли за своего. Без него за дурачка (у) примут? Защитный панцырь? По той же причине, что что и смех без причины-признак дурачины? По той же причине, почему русские не улыбаются посторонним в ответ на улыбку?
А может, я неправа? Я открыта для ваших соображений.

[identity profile] simfeya.livejournal.com 2014-01-04 05:56 am (UTC)(link)
про войну, да. Причём он так неприукрашенно показывает переживания человека на войне, трусость и смелость, неразбериху, преступные ошибки руководства и чудо, которое спасает.
Такой книги о войне не было. Хотя читать трудно, да.

[identity profile] chuchuna.livejournal.com 2014-01-04 06:54 am (UTC)(link)
Во всяком случае в классику русской литературы 20-го века они войдут.

[identity profile] rikki-tikitavi.livejournal.com 2014-01-04 07:51 am (UTC)(link)
>Нет, однозначно, не хочу. Никого, даже Пушкина не хочу.

Возраст меняет художественный вкус, я давно это понял по себе. Причем в непредсказуемую сторону:) Я, напимер, уже вряд ли буду читать Толстого, Хэмингуэя или Чехова, хотя последним когда-то прям болел. но с большим удовольствием прочел "Анну-Веронику", которую в юности не смог осилить дальше десяти страниц.

>Но... сомневаюсь, что даже он гений мирового масштаба в этом списке.

Я писал о прозе. Лермонтов изумительный талант в ней, возможно даже выше Пушкина

>Но тем не менее, сравнение между Катаевым и Хэмом странно по меньшей мере.

Это Вы зря. Впрочем, я пучше процитирую Быкова:

"Валентин Петрович Катаев был лучшим советским писателем. Он умел все. Он писал увлекательные пьесы, смешные фельетоны, добротные и не без форса соцреалистические романы. Он наделен был феноменальным пластическим даром: все описанное как живое — и умел обходиться без этого дара, когда требовалось...

При всем том Катаев был гений, что очень трудно сочетать со званием лучшего советского писателя. Невозможно одновременно читать его статьи — поздние, уже семидесятых годов, — и поздние книги, составившие огромную отдельную литературу. Непонятно, как мог этот небожитель, вдруг, с 1965 по 1985 год, написавший десяток бесспорных и исключительных шедевров, оставаться нормальным советским человеком — даже слишком советским, — жить в Переделкине, отпускать циничные шуточки, давать интервью, осуждать политику Рейгана, ходить на прогулки. Ничего выше, чем его поздняя «мовистская» проза, в Советском Союзе времен так называемого застоя не печаталось. Ну, может быть, Трифонов. Но над Трифоновым не заплачешь — сухо все, строго. А над последними страницами «Травы забвения» не заплачет только дурак набитый."

Re: Вы сударыня, напомнили мне Розанова.....

[identity profile] olia-ialo.livejournal.com 2014-01-04 09:23 am (UTC)(link)
Какое отношение это ... даже не берусь давать определение сей энтропии сознания... имеет отношение к Чехову?
Фашизм отвратителен в любой форме. в цитации Ницше, в таких рассуждениях о толпе и пр. Давайте закончим, после Вашего комментария хочется руки с карболкой вымыть.

[identity profile] bkt46.livejournal.com 2014-01-04 09:38 am (UTC)(link)
Бурная дискуссия получилась. Значит мы живы и это очень радует.

А по сути: не будем самообольщаться, нельзя объять необъятное, во всех отношениях (человек, литература). Вспомнился Маяковский - "А мне в действительности единственное надо - чтоб больше поэтов ХОРОШИХ и РАЗНЫХ".

Мои ориентиры: ЛЮБОВЬ и СЛУЖЕНИЕ ИСТИНЕ.

[identity profile] esperitlliure.livejournal.com 2014-01-04 10:18 am (UTC)(link)
спасибо обязательно посмотрю, мне ещё один мой любимец вспомнился - Джером К.Джером:)

Re: Вы сударыня, напомнили мне Розанова.....

[identity profile] titir2007.livejournal.com 2014-01-04 11:20 am (UTC)(link)
Сударыня с вашим тонким вкусом надо быть осмотрительней ......Смотреть немного на вывески куда заходите. Ведь тут не Каштанку обсуждаем . Тут обсуждаем автора озаглавившего свой центровой роман........... гвоздь (экшен, цимус) всего своего литературного творчества .......репликой не самого приятного литературного героя.

Re: Вы сударыня, напомнили мне Розанова.....

[identity profile] olia-ialo.livejournal.com 2014-01-04 01:26 pm (UTC)(link)
Эк, на кого замахнулись, на гуманиста Стейнбека, которого Чехову противопоставлять и вовсе не корректно.
Во 1-х, "О людях и мышах" - не центровой роман писателя. "Ц." роман - "Гроздья гнева". Во 2-х, никакой нацистской подоплеки в "М и л." нет, но сугубо этическая.
Я смотрю, куда захожу. И уважаю автора блога, почему я не могу поддержать адекватный пост, если даже здесь такие комментаторы встречаются?
Давайте заканчивать упражнения в надувании щек.

Re: Вы сударыня, напомнили мне Розанова.....

[identity profile] titir2007.livejournal.com 2014-01-04 03:29 pm (UTC)(link)
Простите сударыня, я никогда не читал ни о каких людях и мышах. Я подразумевал произведение "Зима тревоги нашей позади" название которого Стейнбек взял из Шекспира начало монолога главного героя данной пьесы о Ричарде третьем:

Итак, преобразило солнце Йорка
В благое лето зиму наших смут.
И тучи, тяготевшие над нами,
Погребены в пучине океана
===================
Прошла зима междоусобий наших;
Под Йоркским солнцем лето расцвело,
И тучи все, нависшие над нами,
В пучине океана погреблись.

Ежу и тому понятно, что название романа Стейнбека герой которого одержим не намного более благородными целями и задачами чем герой Шекспира (просто не убивает никого потому как времена не те) это просто первая строка монолога главного героя в самом начале пьесы.

[identity profile] notabler.livejournal.com 2014-01-04 03:46 pm (UTC)(link)
Да не так официозом, как зомбоящиком, наверно. Хотя, конечно, именно официозной его частью. Канал "Культура", оказывается, делает хорошие передачи иногда. Может, и другие. Вчера вот посмотрела http://anna-bpguide.livejournal.com/171775.html?view=comments там Быков про Есенина обалденно рассказал. Я кроме его стихов типа "Гражданин поэт" ничего не слышала, очень удивились и восхитилась

[identity profile] notabler.livejournal.com 2014-01-04 03:49 pm (UTC)(link)
Ну, я тоже люблю. Ум автоматически отмечает все писательские достоинства, стиль, слог, прочее. Но через сердце не все проходит это. Допустим, читаю я Таню Соломатину, немало ее книжек накупила, благо, почти все в электронном виде есть. Неплохо же пишет. Но... Не жжет сердечка же.

Re: Вы сударыня, напомнили мне Розанова.....

[identity profile] titir2007.livejournal.com 2014-01-04 03:59 pm (UTC)(link)
Сударыня, в русскоязычном сегменте читателей , истинных ницшеанцев найдётся с полсотни . И те живут либо в Израиле , либо в Питере. А в Москве или российской провинции я единственный читатель и почитатель творчества Ницше. Современный продвинутый читатель читает либо Пелевина, либо Веллера . Из первоисточников от силы Лабрадзо и Иоганна Блоха ...ну плюс ещё Апулея. И всё.
А Ницше в Российской провинции никто (в смысле читателей - любителей) и в руках не держал. И тем более никто не имеет представления о чём он там толкует кроме как ПОДТОЛКНИ ПАДАЮЩЕГО. А вы говорите любимая книга школяров- недоучек.

[identity profile] titir2007.livejournal.com 2014-01-04 04:04 pm (UTC)(link)
Было бы странно если Стейнбек пришёлся по душе женщине. Стейнбек , это чисто мужской писатель.
Если вам непонятно по какому критерию я разделяю мужчин и женщин я объясню. Единственное что волнует мужиков , так это СТАТУС И ТЕРРИТОРИЯ .
А женщина это устроитель гнёздышка, создатель уюта на той территории которую отъвоевал мужчина. А вот сама механика занятия территорий , кормовых ниш и сфер влияния женщин волнует крайне мало.

[identity profile] notabler.livejournal.com 2014-01-04 04:06 pm (UTC)(link)
Спасибо, пойду, погуглю, может, есть в сети да еще бы и бесплатненько )))

[identity profile] fiona2228.livejournal.com 2014-01-04 04:08 pm (UTC)(link)
Есть!
http://lib.ru/STEJNBEK/awtobus.txt

[identity profile] notabler.livejournal.com 2014-01-04 04:17 pm (UTC)(link)
А я, кстати, письма его вообще не прочла. Я же чертовка упрямая, раз меня толкали родители его читать - я нарочно не читала. Не переносила насилия всякого, в школе же оно постоянно, дома - тоже, на улице - тоже. Только в книгах, которые выбирала сама, и находила отдушину. Так что во всем -индвидуальные тараканы. И всегда - из детства

[identity profile] notabler.livejournal.com 2014-01-04 04:26 pm (UTC)(link)
Абсолютно верно сказано. Хороших и разных. Просто критерии этой "хорошести" у каждого разные, поскольку разные "длины волн" у авторов и не со всеми резонанс получается. И меня тут в Англии все-таки иной раз царапает, что не переводят они наших авторов, плоховато их знают. Постоянно в голове параллели возникают всякие и сравнения. Особенно сейчас, в период обучения на курсах, где только махонький кусочек их подхода проявляется. Наш школьный метод выглядит где-то предпочтительней, а где-то оглупляющим и ошеломляющим изобилием. У них все же куда больше на творчество заточено и на самостоятельное мышление. А у нас мнения "привиты", школой, домом, и всем окружением. И редко кто осмеливается пойти против всех.

[identity profile] notabler.livejournal.com 2014-01-04 04:28 pm (UTC)(link)
Мне-то как раз Стейнбек нравится. И другие "мужские" авторы. Поэтому Чехов, на мой вкус, как раз слишком "женский".

[identity profile] notabler.livejournal.com 2014-01-04 04:32 pm (UTC)(link)
уже скопипастила в ворд :) И обнаружила, что читала. Мне обычно нужно страниц несколько прочесть, чтобы вспоминить ) Тоже любила эту вещь. Но теперь "Мыши" свежее, поэтому на сегодня они фавориты. И - у меня же умственно отсталый сын, поэтому отношение мое - специфическое, необъективное.

[identity profile] jagodra103.livejournal.com 2014-01-04 05:26 pm (UTC)(link)
я по полочкам, по дням побывала в жизни у А. П. и М.И. Цветаевой.
живу с ощущением, что обоих знала, и знала близко.
мы как-то случайно подобрали на мусорке "Письма" Чехова, сто лет назад. это письма к Книпперше.
я "утонула" в них, потом еще томик купила, брату пишет, а к Лике Мизиновой - слов не подобрать...
вот ты несколько раз уже упоминаешь про домашнюю вашу строгость - накладываю на своё детство.
у меня все было устроено по-моему, я стервой была.
все равно, что ты, что я - продукты страны, и столько одинакового!
я как дятел, все о предначертанности:))))))

[identity profile] titir2007.livejournal.com 2014-01-04 05:43 pm (UTC)(link)
Да , особенно эта "женскость" Чехова ярко проявляется в одном рассказе как студент неврастеник (Васильев) под влиянием приятелей пришёл в публичный дом и начал строить планы ликвидации всеорбщего порока (переженить всех своих приятелей на шлюхах из этого заведения) .
Хотя за этим явно просматривается изрядная доля скепсиса автора к собственному персонажу ....но тем не менее ..... это чисто женский взгляд на решение сложных , взаимоисключающих друг друга проблем.
Реальный рандовый Мужик , если даже он женится на шлюхе , он каждые три секунды в течение всей оставшейся жизни будет напоминать своей благоверной КТО ОНА, ГДЕ ОН ЕЁ ПОДОБРАЛ, И ГДЕ ЕЁ ИСТИННОЕ МЕСТО.

[identity profile] bkt46.livejournal.com 2014-01-04 05:49 pm (UTC)(link)
Творческий потенциал, если он есть, штука упрямая. Неодолимо стремление человеческой природы к постижению Истины.
Мне трудно сказать насколько советское время препятствовало и способствовало, на мой взгляд, бесспорному расцвету культуры того времени.
Говорят, что великие теологи разных конфессий хорошо понимают друг друга. Думаю, что это мнение можно распространить и на великих классиков литературы всех времен и народов.
Самуилу Маршаку принадлежат строки:
Я переводчик на Руси и словом дорожу.
 Но я, в отличие от такси, не всех перевожу. 

Re: Вы сударыня, напомнили мне Розанова.....

[identity profile] olia-ialo.livejournal.com 2014-01-04 05:50 pm (UTC)(link)
некорректно ведете полемику. Назвали "Центровой роман", а "Зима" - не главный роман Стейнбека.
А эпиграф я прекрасно помню, только в переводе Лозинского.
Никак не пойму, что Вы тут и кому доказываете. Мне давно все ясно от Вашего "я, я, я". Мне такого рода люди, простите, не интересны, равно как и их рассуждения.
На этом закончим.

Re: Вы сударыня, напомнили мне Розанова.....

[identity profile] titir2007.livejournal.com 2014-01-04 06:05 pm (UTC)(link)
Простите сударыня, но вы ведёте себя как старый, надоедливый еврей -резонёр..... всё время прощаетесь, прощаетесь , прощаетесь и никуда при этом не уходите.

Re: Вы сударыня, напомнили мне Розанова.....

[identity profile] olia-ialo.livejournal.com 2014-01-04 06:25 pm (UTC)(link)
Перечитала свои комментарии, я нигде не прощалась. Опять передергиваете. Предлагала закончить диалог, но вы продолжаете троллить. И я Вам никаких оценок не давала в отличие от Вас, Чехов у Вас резонер. я резонер. Но мне это льстит - такое сходство с любимым писателем.
Даже страницу мою навестил ницшеанец. один на сегмент. :)
Edited 2014-01-04 18:26 (UTC)

Page 3 of 4