Thursday, August 18th, 2011 11:43 am
Домодедово, раннее утро, зал вылета, кафе на втором этаже. За соседним столиком брутальный красавчик с мальчиком лет пяти. Мальчик едва слышно что-то шепчет, наклоняясь к тарелке. Папашин рев заставляет меня вздрогнуть: 
- Куда в туалет??! Куда в туалет?? Я тебя спрашивал 5 минут назад - ты что сказал?? Ты что мне сказал, я тебя спрашиваю? Ссысь в штаны теперь, давай, в туалет ему!! 
Я внимательно смотрю на отца. Он орет так, что брызжет слюна, орет долго и матом, краснеет и сжимает кулаки. Мальчик становится пунцовым и еще ниже наклоняет голову. 
Я тихо говорю: 
- Дети этого возраста еще не могут предсказать, когда они захотят в туалет. 
Отец свирепо смотрит на меня, я на него. Через секунду он бросает мальчику - "Пошли!!" и уводит так и не поднявшего голову сына из кафе. 


***

Тель-Авив, полдень, набережная, толпы народа. Я расслабленно иду, собираясь купить мороженое. Вдруг слышу - крики, у парапета,

огораживающего пляж, собирается небольшая толпа. Я заглядываю вниз. На дорожке возле раздевалок стоит жуткий мужской крик, надрывный: 
-Отойди от меня! Отойди от меня, я с-сказал!! Я тебе что сказал - ты не понимаешь?? Ты сейчас получишь у меня!! Иди рядом!! Отойди!! 

Мужик в трусах и шлепанцах орет, трясясь и подскакивая, на девочку лет пяти. По-русски. Девочка испуганно стоит перед ним, втягивая голову в плечи. Я ничего не понимаю. Люди на набережной тоже. Он двигается вперед, девочка семенит рядом. Крик, совершенно ненормальный, надрывный, агрессивный, продолжается. "Отойди, я сказал! Иди рядом! Ты не слышишь! Ты не понимаешь что ли?? Тебе врезать что ли?!!" Лица девочки не видно, ее голова втянута в плечи. К нему подходит женщина, трогает за плечо. Он отскакивает. "Еще раз крикните - позову полицию", - говорит она. "Пшла нахуй!! - орет мужик. - Это мой ребенок!!" Но крик замолкает и они уходят- он размашисто и нервно, девочка торопливо рядом. Мне дико стыдно за то, что все это происходит по-русски. Толпа разноцветных иностранцев шепчется и переглядывается. 


***

Домодедово, ночь, зал прилета, паспортный контроль. Очередь. Дети изнывают от ожидания. Мальчик лет пяти прыгает - из очереди - и обратно в очередь, к маме поближе. 
В какой-то момент она с силой дергает его за руку так, что он отлетает в сторону и назад. 
-Я тебе что сказала??? - голосит мать. - Стой спокойно!! Еще раз шевельнешься- я тебя сдам в милицию! Тебя заберут!! Сейчас я им скажу, что ты плохо себя ведешь!!
Мальчик испуганно озирается на проходящего мимо пограничника и стоит как вкопанный какое-то время.
Спустя 5 минут в соседней очереди раздается вопль. Вопит хрупкая, красивая, хорошо одетая блондинка, непрерывно дергая за руку своего сына, совсем маленького, лет 3-4-х:
- Ты устал??? ты устал???? Ты домой хочешь?? А я, по-твоему, не хочу?? Я тебя спрашиваю?? Ответь мне - я, по-твоему, не хочу??? Тебе не стыдно?? Я не устала?? Где я тебе возьму домой?? Он устал, а мама не устала!!!
Она вопит, брызгая слюной и тряся своего сына, каждый раз при рывке стараясь его развернуть к себе лицом. Мальчик втягивает голову в плечи и старается не встречаться с ней глазами. 

***

Вы читаете пособия по женским оргазмам и по тому, как поймать и удержать мужика. Почитайте хоть что-нибудь про детскую психологию. Про то, как уметь утешать ребенка, а не пугать его до энуреза и заикания. Про то, что такое психологическое и эмоциональное насилие. Про то, как запуганные дети учатся навсегда подавлять свои потребности, и это значит, что у них, выросших, внтури блуждает огромный обьем агрессии. Про то, как эти выросшие дети на приеме у психолога плачут, вспоминая вас, ненавидя вас, ощущая свое бессилие перед вами, уже состарившимися.  

Прочитайте про возрастные нормы. Про то, что маленькие дети не знают, когда они захотят в туалет - предлагать им ""ссать в штаны" в публичном месте, громко- это навсегда вбить в голову ощущение стыда и унижения. Про то, что здоровый пятилетний мальчик в норме не может стоять спокойно- ему надо вертеться и двигаться. И девочке тоже. Про то, что 4-х летка не знает, что такое "долго", что такое "полчаса", что такое "паспортный контроль", он может ощущать только, что именно он внезапно стал виноват в том, что мама устала и что ему, малышу, в таком случае самому устать - почему-то стыдно. Что девочка ни в пять, ни в 35 не способна одновременно выполнить команды "отойди" и "иди рядом", выкрикнутые чокнутым отцом. 

Вы предлагаете ребенку испытать стыд, вину и унижение в экстремальной для него ситуации - вместо поддержки, утешения и помощи. Вы, взрослые сукины дети, в этот момент усыновляетесь и удочеряетесь к своим детям - они видят, что взрослые - это не вы, потому что взрослый справляется, а вы не справляетесь. И тогда ваши дети пытаются с трех лет вести себя по-взрослому с вами, чтобы вас, такого хрупкого и не владеющего собой, не разозлить, не напугать и не расстроить. Вы угрожаете своему ребенку, угрожаете побоями, милицией, детдомом, - вы, тот, от которого он ожидает защиты. Родители - это не те, которые защищают. Это - те, которые накажут и подставят, когда и так плохо. 

Вы орете, когда ощущаете бессилие, усталость, раздражение и гнев. В этот момент ваш ребенок ощущает парализующий страх, стыд, вину и беспомощность. Кроме этого, он не сможет научиться, как это- поддержать и помочь, пожалеть, утешить и успокоить, позаботиться и быть внимательным. Он вырастает в такого же родителя и партнера- не знающего, как помочь своему ребенку или близкому, но умеет угрожать, пугать, ругать, стыдить и винить.

Я не знаю, когда иссякнут поколения получокнутых агрессивных отцов и истеричных, крикливых, дергающих своих детей по каждому поводу матерей. Поверьте мне - даже если все эти описанные мною реальные персонажи где-то там внутри любят своих детей, их выросшим детям будет очень тяжело в это поверить.
Thursday, August 18th, 2011 11:00 am (UTC)
к сожалению, такие истории можно бесконечно рассказывать (
Thursday, August 18th, 2011 04:38 pm (UTC)
Я и сама где-то раньше об этом писала. Но повторение, особенно такое талантливое, как у Юлии Рублевой, мать учения, не помешает.
Thursday, August 18th, 2011 11:13 am (UTC)
чуть не плачу....
Thursday, August 18th, 2011 11:28 am (UTC)
Бывает всякое...но согласен, на детей орать это совсем не то что надо...
В Европе наблюдаю картины постоянно - дети лазят по полу в белой одежде, по асфальту, могут сесть посреди площади на плиту дорожную или просто асфальт и валятся...тишина...ещё не разу я не услышал, чтобы ктото подбегал и дёргал ребёнка за руку с криками "ты чё мараешься?? Я опять буду стирать всё??" и т.д.
Реально бесит...у нас 50% детей - это последствия небезопасного секса, в европе 80% детей - это результат многолетней работы для комфорта семьи и лучших условий для ребёнка - поэтому они там реально как самое дорогое, что есть...не в 100% случаях, но в большинстве...

Таких родителей в печень нада сразу с ноги...
Thursday, August 18th, 2011 11:54 am (UTC)
"у нас 50% детей - это последствия небезопасного секса, в европе 80% детей - это результат многолетней работы для комфорта семьи и лучших условий для ребёнка " - вы обозначили реальную причину агресси родительского бессилия.
Thursday, August 18th, 2011 04:40 pm (UTC)
Я же наоборот, встречала мусульманские многодетные семьи, где детей не дергают и не орут, и очень удивляются нашему к ним отношению. В Европе все бывает, я сама видела похожую сценку в нашей деревне, когда капитально пьяная молодая мамаша шла посередине улицы и облаивала примерно 4-летнего отпрыска. Но тут они боятся ответственности перед законом.
Thursday, August 18th, 2011 11:37 am (UTC)
Много у меня причин, чтобы не жить в родной стране, но эта (вместе с бездомными собаками и кошками) самая болезненная. В этих случаях как будто кусок сердца тебе вырывают и помнишь о них долго-долго.
Thursday, August 18th, 2011 11:51 am (UTC)
Паскуды.
им книги не помогут.
Thursday, August 18th, 2011 12:02 pm (UTC)
Отличный и беспредельно справедливый текст! Как же хорошо, что мои родители были другими.
Thursday, August 18th, 2011 04:46 pm (UTC)
Это точно. Жалко что на родительство экзаменов не сдают, на машину сдают, а на это - нет, странно.
Thursday, August 18th, 2011 06:57 pm (UTC)
И хуже всего, что это типично - на детях срывают обиду на незадавшуюся жизнь.
Thursday, August 18th, 2011 08:17 pm (UTC)
И это факт. Даже если жизнь им кажется незадавшейся только по сравнению с нуворишем по соседству
Thursday, August 18th, 2011 12:03 pm (UTC)
Вот тебе для отвлечения от грустных мыслей ссылка на блог потрясающей женщины, они с мужем троих детей из детдома взяли, я сейчас ее блог с того самого момента (в апреле 8-го года это было) перечитываю - исключительный позитифф! http://helma.livejournal.com
Thursday, August 18th, 2011 02:02 pm (UTC)
А у мня в ЖЖ шефство над ребёнком из детского дома описано)).
Thursday, August 18th, 2011 04:41 pm (UTC)
Обязательно пойду почитаю, спасибо.
Thursday, August 18th, 2011 12:22 pm (UTC)
(печально) А потом русскоязычные журналисты, брызжа слюной, орут о жестоких социальных службах, которые забирают детей именно у "русских", причем отбирают "совершенно ни за что, на пустом месте". Откуда у людей эта уверенность, что собственного ребенка можно хоть с кашей съесть, если захочется?
Thursday, August 18th, 2011 12:45 pm (UTC)
все просто и печально- такие мамаша и папаша заранее защищаются от неодобрения окружающих- "чтож вы так плохо воспитали ребенка, он у вас баловный и не слушается". Если бы они точно знали, что окружающие осудят их за крик они бы этого не делали. Общество у нас говнистое и лицемерное, блиин.
Thursday, August 18th, 2011 01:17 pm (UTC)
А ссылку? :)
Thursday, August 18th, 2011 02:12 pm (UTC)
здравствуйте. слушайте, у меня вопрос не по теме поста. а просто вот - http://ulitza.livejournal.com/457240.html.
почитайте хотя бы первую половину. дальше не обязательно.
вам не кажется то же самое, что и мне кажется?
фигня какая-то. вот вам я верю, а вот это - просто хатуль-мадан какой-то, только уже не в исполнении задорнова, увы.
Thursday, August 18th, 2011 02:45 pm (UTC)
ничего страшного, у меня в кнопке перепоста просто ссылки на мой текст нет и я не знаю как туда вставить, поэтому люди перепощивают без ссылок, не ругайте владельца жж.
Thursday, August 18th, 2011 02:47 pm (UTC)
спасибо за прояснение ситуации, юлия. но правда, как-то странно очень.
я сейчас тогда пост потру вообще. дабы не было чего.
Thursday, August 18th, 2011 02:53 pm (UTC)
да вы что, не надо тереть, просто вставье ссылку или даже и не надо.
Thursday, August 18th, 2011 02:30 pm (UTC)
Да, некрасиво как -то .... Авторство стоило бы указать.
Thursday, August 18th, 2011 04:42 pm (UTC)
Прошу прощения, прошляпила, шлепнула по кнопе перепост и ушла из дома, даже не посмотрев, что вышло. Раньше такого не случалось
Thursday, August 18th, 2011 05:17 pm (UTC)
Бывает. Но, стоит исправить ситуацию
Thursday, August 18th, 2011 02:33 pm (UTC)
В Европе тоже все не так сладко. Только вчера видела, как мальчик ныл маме : Я устал, я хочу спать, давай пойдем спать. А она ему: Это не тебе решать.
Или дама, у которой я присматривала за старшими девочками, реагировала на плач 7-месячной малышки в другой комнате: Пусть привыкает, что я не всегда могу быть с ней рядом. А истории про то, как детям дают снотворное, чтобы родители могли пойти на вечеринку.
Плохие люди и родители есть везде.
Thursday, August 18th, 2011 04:41 pm (UTC)
можно запросто добавить ещё один абзац
"не пользуясь КАТом вы приносите неудобство некоторым своим читателям, тем самым выказывая им своё неуважение
а за что? в чём они провинились?"
Thursday, August 18th, 2011 04:43 pm (UTC)
И у вас лично прошу прощения, недоглядела
Thursday, August 18th, 2011 05:46 pm (UTC)
может быть вы и зря так на взрослых взьелись
может быть
к сожалению, в роддому вместе с младенцем не даётся интсрукция по его использованию
существуют обязательные курсы для родителей собирающихся усыновить ребёнка
для обычных не так уж и много информации
вернее она есть но очень разная
нет простой инструкции
Thursday, August 18th, 2011 05:59 pm (UTC)
Странно, как будто плохие родители только в Росси есть. Я сама видела как-то в Египте в Макдональдсе немецкую семейку, где мама так гаркала на детей, что мы за соседним столиком всей семьей подпрыгивали.
А вообще разные ситуации бывают, и самые нежные и внимательные родители могут перенервничать и сорваться. Что не значит, конечно, что кричать на детей хорошо.
Thursday, August 18th, 2011 07:17 pm (UTC)
Факт, есть везде. Недаром американские приемные родители частенько убивают, избивают детей, сколько читали. Просто там дома отдельные - что в них внутри делается, никому неизвестно. Но измываться над детьми на людях они себе не позволят - наказания побоятся
Thursday, August 18th, 2011 07:28 pm (UTC)
Я вот совсем не ура-патриот, даже наоборот, но меня очень огорчают комментарии типа "Только в России такое возможно" или "В Европе такого быть не может". Мне кажется, достаточно совсем немного поездить по миру и понаблюдать непредвзято, чтобы понять, что люди бывают "плохие" или "хорошие" совершенно не по гражданственному или национальному признаку.
Thursday, August 18th, 2011 07:51 pm (UTC)
Согласна на 100%. Просто есть еще и неписанные правила поведения и традиции. "Не высовываться", "на тебя смотрят", "что люди скажут?" Боится мама, что будут говорить "она плохо воспитала детей, ведут себя неправильно, не так одеты, не имеют того, сего". Все это говорит об отсутствии внутренней свободы и независимости взглядов. Это как, например, моя подруга в 90-м переехала жить в Воронеж из Литвы. На нее смотрели как на дурочку: почему не имеет меховой шапки, у всех ведь есть, почему ходит простоволосая зимой, не то носит, не так себя ведет. Англичанки, например, не одергивают детей: видела много раз: малыши ползают под столами в пабе или кафе, где молодые мамы собираются поболтать, никто ухом не ведет.
Thursday, October 6th, 2011 04:07 pm (UTC)
Я все время поражаюсь, почему у нас такое отношение к детям, когда в большинстве семей два ребенка - это уже много, и почему в других странах, где минимумом считается три-четыре ребенка, родители управляются со своими детьми без всяких криков и истерик, и их слушаются намного больше, а уж уважают не в пример больше.