notabler: (Default)
notabler ([personal profile] notabler) wrote2010-08-13 04:16 pm
Entry tags:

Разница между русскими и англичанами. Наконец то я нашла

Сижу я тут в Англии, особо не анализирую, есть ли разница, и в чем она. Ну, конечно, есть какие-то очевидные вещи, связанные с языком, историей, культурой.
Всегда во мне сидело глубокое убеждение, что люди в принципе везде одинаковые, везде есть хорошие и плохие. Ну, может, пропорция между ними немного другая, так то ж от жизненных трудностей, типа квартирного вопроса.
Однако недавно мне в голову пришла мысль. Нечастно они ко мне в голову заглядывают (мысли), нет в ней места, забита она глупостями, игрой в шарики и воспоминаниями. Поэтому те немногие, которые ухитряются в нее просочиться, запоминаются.
Эта была навеяна просмотром передачи со Стивеном Фраем о Вагнере. Смотрела ее чуть ли не со слезами на глазах от любви и нежности к Стивену Фраю. Думалось, как же многое ему дано, сколько разных талантов, и ни одного-то он в землю не закопал. А главное - своей человечности, доброты и постоянной увлеченности.
Потом начала думать, кто бы из российских умов и талантов мог бы с ним сравниться. Как-то не придумалось. Есть умницы, есть таланты, но так, чтобы столько в одном флаконе, нет, не помню.
Почему-то вспомнилась Татьяна Толстая на ее "Школе злословия".
Подумалось, что практически в любом деятеле российской культуры, искусства, науки имеется чувство превосходства, иногда выпяченное, гипертрофированное, иногда припорошенное воспитанием. Немедленно начинаются в голове эпитеты "вальяжный, напыщенный (ну, это больше к дуракам относится, но даже умница, если напыщенный, выглядит дураком), прочие, хорошо знакомые из русской классической литературы, что свидетельствует о живучести этого явления.
Такой простоты и естественности, как в британцах (имеется в виду не только Фрай а Терри Пратчетт, Дэвид Аттенборо, все комедийные знаменитости, актеры, писатели, музыканты, политики, ученые) практически невозможно встретить. Вот сидит какой-то новомодный философ в телике (смотрела на каком-то сайте), не говорит, вещает. Ни слова в простоте, любуется собой, упивается. То же на многих сайтах (папаша Мюллер, ау). И в дискуссиях - лишь бы доказать свое превосходство, а истина часто вообще бывает забыта. Не говорю о троллях, даже в нормальных на первый взгляд дискуссиях. Если комментируют кудряво и вычурно пишушего, коменты - один другого выпендрежнее. Рисуются. Ярмарка тщеславия везде и всюду. И часто получается по пословице "ради красного словца не пожалею и отца". Базар, шум, а дела нет. Все уходит "в свисток".
И тут в рассылке Сергея Смирнова, очень интересного товарища, обучающего народ английскому языку с помощью вольных анекдотов, в которых английские слова перемежаются русскими, нашла цитату, отвечающую моим мыслям. Там (на его сайте или на его курсах, не знаю) они разбирались как раз с этим самым ЧП - чувством превосходства. Женщина там пишет: "Два года назад я была в Швейцарии и, знаете, меня как-то сразу поразили люди. Они были какие-то другие, что-то в них было такое, но я не могла понять что. Вроде все тоже: 2 ноги, 2 руки, голова, глаза, уши, нуу, и все остальное тоже на месте...но все же они чем-то отличались..
Потом я вернулась домой и благополучно забыла об этом. А вчера, когда читала вашу рассылку, до меня дошло! Эврика!!! Я поняла, что в тех людях было не так, а точнее НЕ БЫЛО. В них не было чувства превосходства!!!
От того я и чувствовала себя там по-другому. Не нужно было строить из себя деловую колбасу и выпячивать то, чего у тебя на самом деле нет. От этого и легко было."
И я стала припоминать, пытаясь вспомнить хотя бы одного британца, который бы проявлял ко мне это самое ЧП. Не удалось, я всегда чувствовала себя как минимум ровней. Даже когда собеседник вел беседу о том, как он не переваривает мигрантов и пора поднять барьеры для восточных европейцев, это не обижало и не унижало меня никак.
Не знаю, отчего так получается. Может, дело в воспитании, может, именно это и называется хорошими манерами, а может, им просто не нужен такой навык, он не помогает ни выживать, ни делать карьеру. Неважно, откуда. Главное - жить среди таких людей куда приятней.

[identity profile] laragull.livejournal.com 2010-08-13 03:23 pm (UTC)(link)
очень, очень близки мне эти мысли,
спасибо

[identity profile] yuriy-yum.livejournal.com 2010-08-13 03:36 pm (UTC)(link)
Это естественно. людям находящимся в состоянии унижения, помогает жить чувство (пусть и ложное) собственного превосходства над ближними.а далее запускается порочный круг взаимного унижения, недоброжелательности, оскорблений и т.д.

[identity profile] waqur.livejournal.com 2010-08-13 03:50 pm (UTC)(link)
О, это довольно сильная теория. Она объясняет, например, тягу многих пост-советских людей к выкладыванию собственных фотографий на фоне Эйфелевой Башни / Египетских Пирамид в социальную сеть "В Контакте", или тягу старшего поколения к покупке и развешиванию ковров, расстановке хрусталя в сервантах.

Это всё демонстрация ложного превосходства человеком, находящимся в перманентном состоянии унижения. И чем больше тот унижен, тем больше ему хочется что-то "как бы опровергающее" продемонстрировать.

"Папаша Мюллер, ау!"

[identity profile] papasha-mueller.livejournal.com 2010-08-13 04:07 pm (UTC)(link)
Ау, доча. Об чём спич ?

[identity profile] vasisualij.livejournal.com 2010-08-13 05:26 pm (UTC)(link)
Сергей Маковецкий, Иннокентий Смоктуновский, Фаина Раневская побили бы одной левой любого из названных Вами гениев туманного Альбиона, Очень трудно судить о русской культуре будучи вне русского окоёма.
PS. Стивена Фрая нежно люблю за его бесспорный талант, но это не повод уничижать отечественный духовный мир. Впрочем, это черта присущая практически всем оставившим Отечество ценностей Запада ради...
(deleted comment) (Show 1 comment)

[identity profile] aloksa.livejournal.com 2010-08-13 06:49 pm (UTC)(link)
Грустно, но в точку. Верное наблюдение. Ложное чувство превосходства и зачастую плохо скрываемая зависть к ближним и не очень.

[identity profile] olaf-ixi.livejournal.com 2010-08-13 07:15 pm (UTC)(link)
Спасибо.
Справедливо, хоть и больно, особенно про зарытые/не зарытые таланты.
Унижение, самоунижение мы живем под этим грузом, прививая его детям, вот и выпячиваем, то чего нет. А нет элементарного - воспитания.
Можно перепостить?

[identity profile] tabler-nella.livejournal.com 2010-08-13 07:33 pm (UTC)(link)
Замечатльно, Надюша. Все верно. У нас это не то что заметно, это просто образ жизни. Но это от глубокой невоспитанности, и этому очень трудно противостоять. Скайп не работает, поэтому не могу связаться.

[identity profile] forgot-again.livejournal.com 2010-08-13 07:46 pm (UTC)(link)
Я примерно месяц назад писала у себя в журнале то же самое. Правда , под замком и с другими примерами.

[identity profile] not-to-get-it.livejournal.com 2010-08-13 08:46 pm (UTC)(link)
Теперь этому явлению есть емкое название - понты.
Страстное желание униженного явить миру свое превосходство.
Вот такие вот первичные ценности, а не всякие там "непонятки",
Вами перечисленные.

[identity profile] dibrov-s.livejournal.com 2010-08-14 05:26 am (UTC)(link)
Из российских шоуменов мне в этом смысле импонируют Александр Пушной и Нонна Гришаева.

[identity profile] matinee21.livejournal.com 2010-08-14 07:12 am (UTC)(link)
О да, чувство превосходства есть и у молодого поколения россиян. По сраневнию с другими европейцами, если у русского мальчика/девочки 20-25 лет есть богатые родители, купленные ими же автомобиль-квартира-диплом, то эти детки не стесняются это показывать, показывать свое превосходство над менее "успешными".

[identity profile] alis9.livejournal.com 2010-08-14 08:31 am (UTC)(link)
Да , люди физически сильные редко лезут на рожон .И мудрые мудры пониманием недостаточности своего знания , потому не стремятся никого унизить , этим грешат образованцы .Но собираясь в поездку в Швецию стала изучать историю страны и наткнулась на исследования (шведские , не сетевых балаболов ) и практически цитата , привожу по памяти " если финский характер - ненависть , то шведский - зависть ".Про финский понятно - они долго зависели от Швеции , а вот шведский то откуда ??Получается , зная особенности своего характера они с позапрошлого века строили общество уравниловки ? "Людям , находящимся в состоянии унижения ....." -да , точнее не определить .Состояние постоянного ожидания подвоха .И чувство понимания своего бессилия .Хоть ты богат , хоть умен - никакой гарантии защищенности .

[identity profile] marina-marini.livejournal.com 2010-08-14 11:48 am (UTC)(link)
Удивительно. У меня прямо противоположное мнение об англичанах. Помните знаменитый старый анекдот:
- Мсьё, вы не говорите по-франзуски. Вы иностранец?
- Я британец! Это вы все иностранцы.
Мой опыт вполне подтверждает именно наличие чувства превосходства.

А Школа злословия задумана в определённом формате, так что ведущие там в значительной степени играют по заданным правилам.

[identity profile] sto-sum.livejournal.com 2010-08-14 09:41 pm (UTC)(link)
Аха! Так вы в Англии живете? Круто.

[identity profile] sergey-nb.livejournal.com 2010-08-15 01:15 pm (UTC)(link)
Заметил, что чем ниже должность чиновника, тем выше его желание показать своё ЧП.

!!!

[identity profile] henry63.livejournal.com 2010-08-30 07:02 am (UTC)(link)
Очень интересная тема, спасибо.
Может быть, ЧП у тех, кто вылез на сухую кочку из болота, это средство от совести. По природе ведь нам свойственно помогать ближним, делиться. А тут сам еле выбрался, может и по чужим головам пришлось пройтись, делиться почти нечем, да и не хватит всем, много ртов. ЧП тут и помогает решить проблему, с ним вроде как легче глядеть в лица сидящих в болоте.
А в благополучных странах лица вокруг в основном сытые - мне хорошо и всем хорошо. Подозреваю, если нашего отечественного обладателя ЧП поселить в благополучной европейской стране, многое изменится, и ЧП растворится, разве что останется только по отношению к соотечественникам. И что будет с европейцем, если его поселить в России и посадить на сухую кочку?

просто мы не уважаем людей, куда бы нас не переселили

[identity profile] irasy.livejournal.com 2011-01-27 03:58 pm (UTC)(link)
Да, точно. Даже вот комментарии люди пишут и как-то поучают... Татьяна Толстая всегда в одинаковом формате московской барыни, Пугачева от литературы.
Вспомнилась мне одна женщина, она была журналистка из Литвы, литовка по национальности. Приехала в СПб по делам. Так получилось, что она сняла у меня на неделю комнату в моей коммунальной кв. Я ей рассказала, что сосед один алкаш, дрянной человек и т.п. И вот мы входим в квартиру, а из его комнаты доносится фортепианная музыка, он радио слушает. И Даля говорит, как романтично, какой интересный человек, вот он живет тут у Казанского собора, слушает классику, сидя на балконе... И как-то еще она о людях так отзывалась - с интересом, с уважением. Я спросила, как ей удается так к людям относиться. Она ответила, что долго в себе воспитвывала такое чувство (равенства, наверно), потому что часто и помного путешествует по Европе, учится у европейцев такому отношению.