notabler: (Default)
notabler ([personal profile] notabler) wrote2017-09-16 08:18 pm

Из-за этого перебили пол-Европы?

Как вы думаете? Стоило ли из-за этого затевать бесконечные войны и истреблять миллионы?
Нашла я тут краткое изложение учения Мартина Лютера, с которым я всегда была куда более согласна, чем с постулатами ортодоксального православия или католичества.  Лютеранство и всякое другое протестантство дает куда больше свободы духу и уму.  И видимо, эта самая свобода, независимость и самостоятельность мышления косвенно привела к тому, что самые процветающие сегодня страны - протестантские. Не буду лазать за цифрами, их много раз даже в ЖЖ публиковали.

Вот вам перечень главных отличий доктрины Лютера от установок Католической церкви (собственно, отличается там всё). Отличия от установок православия вам известны еще лучше. То же, но без  Папы в общем, и авторитеты иные.
 
Согласно католикам:
·       Источниками правды являются: Библия, решения папы римского (понтифик – безгрешен и всегда прав) и работы видных теологов, например, Фомы Аквинского.
·       Священники обладают уникальными способностями (независимо от степени личной греховности: будь ты прелюбодеем, стяжателем, обжорой, выпивохой и так далее, не имеет значения – раз ты священник, значит, обладаешь).
·       Священники в силу своих уникальных способностей, так сказать, способствуют во время богослужения превращению хлеба и вина в кровь и плоть Христа. Это называется пресуществление (transubstantiation) - один из важнейших элементов католической мессы.
·       Церковь - необходимый посредник между человеком и Богом. Частное лицо не может обратиться к Всевышнему напрямую (не дойдет молитва).
·       Простые люди не должны читать Библию, ибо ввиду своего скудоумия они не способны воспринимать такую сложную информацию. Хуже того, убогий ум, погрузившись в источник правды, может сделать неправильные выводы (то есть воспринять сведения в искаженном виде), что крайне опасно. Поэтому Библию надлежит читать только священнослужителям, на которых возложена задача истолковывать ее содержание сирой толпе. Вот почему Католическая церковь препятствовала переводу Библии на «народные» языки.   
·       Чтобы попасть на небеса, одной веры недостаточно – необходимо также совершать добрые дела, посещать богослужения и т.д.

Согласно Лютеру:
·       Источником правды является Библия и только Библия.
·       Священники, включая папу римского, – обыкновенные люди и никакими уникальными способностями не обладают.
·       Пресуществения (transubstantiation) не существует. По мнению Лютера, во время богослужения кровь и плоть Христа изначально присутствуют в хлебе и вине (это называется соприсутствие - consubstantiation) и не зависят от действий священника. Позднейшие идеологи протестантизма вообще отвергли это явление. В частности, швейцарец Ульрих Цвингли (1484–1531) считал, что хлеб и вино просто символизируют кровь и плоть Спасителя.
·       Церковь ни в коем случае не является необходимым посредником между человеком и Богом. Индивид может напрямую обращать свою молитву к Всевышнему.
·       Библию должны и даже обязаны читать все верующие. В связи с этим в 1520 году Лютер перевел книгу на немецкий язык.
·       Чтобы попасть в Рай достаточно только веры.

Иными словами, Мартин Лютер фактически утверждает, что в церкви никакой надобности нет. Это, конечно, не значит, что ее нужно упразднить – она, утверждал реформатор, необходима как организующее начало, но не более того. 

[personal profile] ichthuss 2017-09-16 07:38 pm (UTC)(link)
Справедливости ради, несмотря на то, что я придерживаюсь по всем этим вопросам протестантской позиции, должен заметить, что позиция католической церкви изложена здесь крайне карикатурно, а местами и ошибочно.
Edited 2017-09-16 19:39 (UTC)

[personal profile] ichthuss 2017-09-16 07:44 pm (UTC)(link)
Если вам интересно, могу изложить католическую позицию более взвешено (насколько я её понимаю).

[personal profile] ichthuss 2017-09-16 11:35 pm (UTC)(link)
ОК, пусть тогда будет для других читателей, вдруг кому пригодится.

1. На самом деле спор здесь не по вопросу истины, а по вопрос авторитета, что несколько иное. Католики считают, что, кроме священного писания, есть ещё священное предание, сохранившееся с апостольских времён, и столь же важное для вероучения.

2. Считается, что когда Иисус поручил ап. Петру создать церковь, он вместе с ответственностью дал ему и определённую власть, которой нет у остальных людей. И что часть этой власти передаётся, так сказать, по наследству, при рукоположении.

3. Тут воздержусь, мне самому католическая позиция не очень понятна.

4. Апостольской властью (см. выше) священники имеют право представлять Бога перед людьми и людей перед Богом.

5. Считалось, что чтение текста без знания контекста (в т.ч. предания) очень легко может привести людей к ошибочному пониманию.

6. В целом верно.

ingenero: (Default)

[personal profile] ingenero 2017-09-16 08:21 pm (UTC)(link)
Лютер не исключал церкви - таинства то делать все-равно надо (крещение, причастие...). Плюс орг вопросы - обучение, миссионерство, проповеди... Без организованного миссионерства и обучения в рай никто не попадет, т.к. веры не будет, никто ничего не узнает. Если считать это "организующим началом", то да. Но по мне это скорее изменение структуры церкви, децентрализация, делегирование полномочий вниз, исключение неподотчетности.

Понятное дело, что речь про церковь=человеческая организация, а не Небесная Церковь.
ingenero: (Default)

[personal profile] ingenero 2017-09-16 09:00 pm (UTC)(link)
Один на один с Богом тоже не совсем получается. Если изучать Писание с нуля и самостоятельно, то неизбежны очень серьезные нарушения. Тут скорее поиск оптимального размера и структуры организации. Была монополия, появились конкуренты. Дробление до полностью индивидуального подхода вносит слишком много искажений.
snow_leopard: (Default)

[personal profile] snow_leopard 2017-09-17 04:15 pm (UTC)(link)
Совпадение, я как раз собирался пост на эту тему написать, но руки не дошли. Несколько быстрых комментариев. Первое, католическая догма представлена очень поверхностно, но об этом уже написал ichtuss. Второе, я не думаю, что я согласен с постулатом, что самые процветающие страны -- протестантские. Многие из них -- атеистические. Хотя, думаю, что в христианском мире атеизм можно воспринимать как крайную форму протестантизма. Но что самое интересное, это то, что влияние лютеранства на многие современные протестантские страны -- минимальное. ИМХО учения Жана Кальвина и Якоба Арминия повлияли на США и Швейцарию неизмеримо больше, чем учение Лютера. А это все-таки совсем другие учение. Как таковое лютеранство было в чистой форме немецким течением, не укоренившимся больше нигде кроме Германии и стран Скандинавии. Да и учение его, я думаю, на порядки опаснее католической церкви (к сожалению, догадка подтвержденная историей).
Edited 2017-09-17 16:16 (UTC)
snow_leopard: (Default)

[personal profile] snow_leopard 2017-09-17 04:37 pm (UTC)(link)
Насчет атеистических стран - я не верю, что Британия, с ее 2% практикующих христиан, страна атеистическая. Она пропитана насквозь христианским духом и традициями. Настолько, что никакое нашествие ислама ей в обозримом будущем не грозит

Аласдер Макинтайр как-то очень точно заметил, что в Америке все протестанты, даже если они католики, иудеи или атеисты. Что очень точно характеризует ментальность американца, вне зависимости от формальной религиозной принадлежности. На мусульман это тоже распространяется (родившихся в Америке -- точно).

В Британии - я бы не был столь уверен, но может я просто намного меньше знаком с Британией, чем с США.